PoliticalMind

Политическая аналитика

Понятие политической культуры, ее структура и типология
Страница 1
Политические материалы » Политическая культура России - прошлое и настоящее » Понятие политической культуры, ее структура и типология

Политическая культура как элемент политической системы связана с господствующими в данной системе образами политического сознания, так и с практикой функционирования системы. Несомненная ценность этой категории заключается в том, что в ней отражаются реально существующие в практике политической системы взаимосвязи и взаимообусловленности ментальных, ценностно-нормативных и поведенческих аспектов.

Политическая культура – часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политических ценностей, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков – рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.

Со времен Г.А. Алмонда и С. Вербы политическая культура определяется как относительно устойчивая, характерная для данной социальной общности (или политической системы в целом) совокупность политических взглядов, оценок, ценностей, устойчивых ориентаций на политическую систему в целом и ее отдельные институты, на свое собственное участие в политике, как устойчивые образцы, стереотипы, алгоритмы политического поведения, характерные для данной социальной общности. Носителями- субъектами политической культуры могут выступать как весьма крупные социальные группы (поэтому можно говорить об американской или российской политической культуре), а также общности, объединенные не национальными или географическими рамками, а политико-идеологическими убеждениями (демократическая политическая культура, авторитарная и т.д.), так и сравнительно небольшие группы и слои, чья политическая культура будет описываться в терминах «субкультуры» (молодежная субкультура, субкультура творческой интеллигенции и т.д.).

Функции, которые выполняет политическая культура сводят к следующим:

нормативная (задает индивидам, группам, обществу в целом определенные нормы, стандарты политического мышления и поведения, обозначает границы, которые политическому субъекту не следует переступать, формирует иерархию политических ценностей);

воспитательная, в рамках которой формируется определенный политический тип личности, адекватный данной политической системе;

мобилизационная (организация граждан для решения определенных социальных или политических задач);

интеграционная (обеспечивает усвоение гражданами политических норм и ценностей, присущих данной общности, и тем самым оплачивает их).

Существует множество классификаций разновидностей политической культуры, но одна из них, предложенная Алмондом и Вербой, считается классической. Названные исследователи выделили три «чистых» типа политической культуры, имея ввиду, что в реальной практике эти «чистые» типы обычно встречаются в сочетаниях разного рода. Основаниями для классификации послужили два критерия: 1) ориентация населения на политическую систему, т.е. в какой степени люди связывают свою жизнь (ее ухудшение или улучшение с функционированием институтов политической власти; 2) ориентация населения на собственное участие в политике, которая также может быть высокой или низкой. Соответственно, используя оба эти критерия выделяются следующие три «чистых типа».

Патриархальная культура, для которой характерны крайне низкие ориентации как на политическую систему, так и на собственное политическое участие. Такая культура была свойственна многим традиционным, архаичным обществам, но сегодня в чистом виде встречается крайне редко. Тем не менее, на личностном уровне можно встретить людей, которые никак не оценивают власть, ничего от нее не ждут и предпочитают устраивать свою жизнь своими силами.

Подданническая культура, весьма распространенная в средние века. Здесь у людей появляется представление о значимости власти, о том, что та или иная государственная политика может благотворно или губительно сказываться на судьбе конкретного человека. Однако массовое политическое участие здесь отсутствует, но не поощряется властью, а если происходит, то в форме периодических стихийных бунтов или крестьянских войн, после которых все возвращается на круги своя, а население возвращается к своим повседневным заботам.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

П.А. Столыпин как политический мыслитель и реформатор
Крупным государственным деятелем, выразителем охранительной идеологии, защитником монархии был Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911). Столыпин, выходец из родовитой дворянской семьи, окончил физико-математический факультет Петербургского у ...

Правовые аспекты проведения предвыборной агитации
Отметим ключевые элементы приведенного выше определения предвыборной агитации. Во-первых, агитация - это деятельность. Нет нужды обращаться к толковому словарю, чтобы понять, что под деятельностью можно понимать все что угодно, кроме без ...

Стандарты Совета Европы
Документ ЕКПЧ не содержит самостоятельных положений по правам меньшинств, хотя многие положения Конвенции имеют прямое отношение к защите прав меньшинств. Тем не менее, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (далее по тексту ...