Понятие политической культуры, ее структура и типологияСтраница 1
Политические материалы » Политическая культура России - прошлое и настоящее » Понятие политической культуры, ее структура и типология
Политическая культура как элемент политической системы связана с господствующими в данной системе образами политического сознания, так и с практикой функционирования системы. Несомненная ценность этой категории заключается в том, что в ней отражаются реально существующие в практике политической системы взаимосвязи и взаимообусловленности ментальных, ценностно-нормативных и поведенческих аспектов.
Политическая культура – часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политических ценностей, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.
Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков – рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.
Со времен Г.А. Алмонда и С. Вербы политическая культура определяется как относительно устойчивая, характерная для данной социальной общности (или политической системы в целом) совокупность политических взглядов, оценок, ценностей, устойчивых ориентаций на политическую систему в целом и ее отдельные институты, на свое собственное участие в политике, как устойчивые образцы, стереотипы, алгоритмы политического поведения, характерные для данной социальной общности. Носителями- субъектами политической культуры могут выступать как весьма крупные социальные группы (поэтому можно говорить об американской или российской политической культуре), а также общности, объединенные не национальными или географическими рамками, а политико-идеологическими убеждениями (демократическая политическая культура, авторитарная и т.д.), так и сравнительно небольшие группы и слои, чья политическая культура будет описываться в терминах «субкультуры» (молодежная субкультура, субкультура творческой интеллигенции и т.д.).
Функции, которые выполняет политическая культура сводят к следующим:
нормативная (задает индивидам, группам, обществу в целом определенные нормы, стандарты политического мышления и поведения, обозначает границы, которые политическому субъекту не следует переступать, формирует иерархию политических ценностей);
воспитательная, в рамках которой формируется определенный политический тип личности, адекватный данной политической системе;
мобилизационная (организация граждан для решения определенных социальных или политических задач);
интеграционная (обеспечивает усвоение гражданами политических норм и ценностей, присущих данной общности, и тем самым оплачивает их).
Существует множество классификаций разновидностей политической культуры, но одна из них, предложенная Алмондом и Вербой, считается классической. Названные исследователи выделили три «чистых» типа политической культуры, имея ввиду, что в реальной практике эти «чистые» типы обычно встречаются в сочетаниях разного рода. Основаниями для классификации послужили два критерия: 1) ориентация населения на политическую систему, т.е. в какой степени люди связывают свою жизнь (ее ухудшение или улучшение с функционированием институтов политической власти; 2) ориентация населения на собственное участие в политике, которая также может быть высокой или низкой. Соответственно, используя оба эти критерия выделяются следующие три «чистых типа».
Патриархальная культура, для которой характерны крайне низкие ориентации как на политическую систему, так и на собственное политическое участие. Такая культура была свойственна многим традиционным, архаичным обществам, но сегодня в чистом виде встречается крайне редко. Тем не менее, на личностном уровне можно встретить людей, которые никак не оценивают власть, ничего от нее не ждут и предпочитают устраивать свою жизнь своими силами.
Подданническая культура, весьма распространенная в средние века. Здесь у людей появляется представление о значимости власти, о том, что та или иная государственная политика может благотворно или губительно сказываться на судьбе конкретного человека. Однако массовое политическое участие здесь отсутствует, но не поощряется властью, а если происходит, то в форме периодических стихийных бунтов или крестьянских войн, после которых все возвращается на круги своя, а население возвращается к своим повседневным заботам.
Рекомендуем к прочтению:
Идеальное государство Платона как нереализуемая утопия
Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.
Основным принципом идеального гос ...
Типы и принципы политической власти
Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение ...
Сравнительный анализ избирательных
систем России, Германии, США
Избирательная система – важный фактор в политической жизни любой страны. Особенности избирательной системы способны повлечь за собой широкие последствия – от раскола партии до распада страны. Таких случаев в истории немало. Например, в 19 ...
