PoliticalMind

Политическая аналитика

Понятие политической культуры, ее структура и типология
Страница 2
Политические материалы » Политическая культура России - прошлое и настоящее » Понятие политической культуры, ее структура и типология

Активистская культура, для которой характерны повышенная ориентация на политическую систему, повышенные ожидания, связанные с ней, а также повышенная политическая активность всего населения. Такая культура свойственна обществам, находящимся в революционном или предреволюционном состоянии, периоды кардинальных реформ, и, по мнению Алмонда и Вербы, в чистом виде она деструктивна для стабильных демократий. Для них, по мнению, более органична так называемая культура гражданина, которая представляет собой комбинацию названных тех типов, в которой активистский элемент преобладает.

Политическая культура выступает и как сфера и как процесс коммуникации между обществом и теми центрами политической системы, в которых принимаются решения; в рамках политической культуры трансформируются в политические программы и лозунги требования общества (через институты партий, групп интересов, выборов и т.д. И одновременно она выступает как способ контроля над обществом.

Сторонник более широкой трактовки политической культуры У. Розенбаум счел необходимым вычленять «компоненты ядра», то есть те элементы, которые играют фундаментальную роль в формировании политической культуры нации. Эти компоненты он разбил на три основные группы: 1) «ориентация в отношении правительственных структур» - отношение субъекта к политическому режиму, основным правительственным структурам, его символам, официальным лицам и нормам: ориентация в отношении правительственных «входов» и «выходов»; 2) «политические идентификации», то есть сопричастность индивида к «политическим единицам» - нациям, государству, городу; политическое доверие и «правила игры» (представления индивида о том, каким правилам он должен следовать в гражданской жизни); 3)политическая ориентация в отношении собственной политической деятельности» или «политическая компетентность» (участие индивида в гражданской жизни) и «политическая эффективность» (ощущение возможности оказать влияние на политический прогресс).

Э. Баталов вычленяет четыре основные группы политических ориентаций в структуре политической культуры. В первую группу он включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к институциональному объекту (политической системе общества, его институтам, государству, партиям и т.д.).

Помимо общих существуют и специфические типологии. Одна из них предложена У. Розенбаумом. Он строит спектр типов политической культуры, беря за основу степень консенсуса между членами общества относительно основополагающих политических ценностей и «правил игры», и, наличия субкультур. У. Розенбаум выделил два крайних типа политической культуры: фрагментальную и интегрированную. Для фрагментальной характерно отсутствие согласия относительно политического устройства страны, преобладание местных политических лояльностей над национальными, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия между отдельными группами общества, нестабильность правительства.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

Сущность и динамика «бархатных» революций и их социальный состав
Среди всех событий, происходивших на постсоветском пространстве в последние пятнадцать лет, пожалуй, наиболее широкий резонанс в мировом сообществе вызвала волна «демократических», по мнению их участников, переворотов, негласно названных ...

Структура политической науки
«Проникновение» политики во все области социальной жизни и практики придает им политический характер и превращает их, как мы уже отмечали, в объекты политологии. И потому осмысление политических феноменов, явлений и процессов предполагает ...

Особые права меньшинств.
Стандарты ООН Статья 27 МПГПП – наиболее признанное юридически обязательное положение в отношении меньшинств, имеющееся в международном праве. В соответствии с этой статьей лицам, принадлежащим к этническим, религиозным и языковым меньши ...