PoliticalMind

Политическая аналитика

Особенности современной обстановки.
Страница 1

В современных условиях все большую актуальность, вес и влияние приобретает региональный фактор. Прослеживается четко выраженная тенденция к превращению регионализма в общемировую тенденцию, в контексте которой регионы начинают играть растущую роль в жизни различных стан и народов, а также в общемировых процессах в целом. Это применительно и к Северному Кавказу.

Бывший некогда одним из мировых центров торговли, регион отодвинулся в тень с тех пор, как Великие географические открытия и появление новых путей сообщения привели к постепенному упадку так называемого Великого шелкового пути около 500 лет назад. За последние десятилетия Северный Кавказ и в более широком плане Кавказско-Каспийский регион, долгое время считавшийся далекой периферией геополитических интересов ведущих государств мира, чуть ли не в одночасье оказался в центре соперничества различных стан и политических сил, поскольку стал рассматриваться в качестве источника баснословных природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья. Углеводородные ресурсы региона на глазах превратились в одну из стержневых проблем современной международной политики. Наряду с энергоресурсами регион богат запасами таких полезных ископаемых, как железные, медные и хромовые руды, глауберова соль, хлориды, фосфориты, асбест и т.д., а также биоресурсами. В Каспийском море сосредоточенно около 90% мировых запасов осетровых рыб. Осетровые и черная икра составляют существенную статью экспорта, приносящую значительные доходы прикаспийским странам.

Кавказско-Каспийский регион превратился в эпицентр широкомасштабных событий и процессов всемирно-исторического значения. Неожиданно здесь завязались многосложные узлы местных, региональных и глобальных интересов. Он оказался в фокусе интересов России, Западной Европы, США, а также влиятельных государств Востока – Ирана и Турции, и других государств, претендующих на роль региональных лидеров. Растущее влияние региону уделяют Китай, Япония и другие государства. Все это делает Северный Кавказ важным перекрестком для нескольких крупномасштабных проектов, требующих сотрудничества стран всего континента.

Зоной потенциального кризиса на постсоветском пространстве является Каспийское море. Важнейшая проблема здесь состоит в том, что до сих пор еще не определен его международно-правовой статус. Вплоть до 20-х годов XX века единственным сувереном над Каспийским морем была Россия, и только она была вправе иметь там военный флот. В соответствии с советско-иранскими договорами 1921 и 1940 годов по нему разрешалось плавать только советским и иранским судам. Но эти документы не предусматривали каких бы то ни было правил доступа к его минеральным ресурсам. После распада Советского Союза претендентов на Каспийское море стало пять – Россия, Азербайджан, Иран, Туркменистан и Казахстан. При отсутствии же признанных всеми заинтересованными сторонами государственных границ на его акватории нефть на дне Каспия с юридической точки зрения оказывается как бы ничейной. Эта неопределенность и огромные запасы нефти на его дне ставят прикаспийские государства перед серьезными проблемами. При этом обращает на себя внимание отсутствие единства между заинтересованными сторонами по вопросу о разделе Каспия. Так, если Россия, Иран и Туркмения выступают за совместное использование его недр, Азербайджан предлагает разделить водоем на национальные сектора, то Казахстан высказывается за раздел только морского дна. При этом необходимо учесть, что статус Каспия как уникального водоема, по оценке официальных лиц МИД Российской Федерации, включает пять элементов: экологию, биоресурсы, судоходство, механизм сотрудничества и минеральные ресурсы.2 Очевидно, что проблему каспийской нефти следует решать в комплексе со всеми остальными проблемами.

Одной из важнейших особенностей Северного Кавказа, накладывающих существенный отпечаток на все без исключения сферы его жизни, является многонациональный характер населения.

После распада СССР Северный Кавказ оказался в эпицентре межэтнических и внутренних конфликтов. Осетино-ингушский и внутри-чеченский конфликты вылились в вооруженные столкновения. Сегодня межэтнические противоречия являются существенной составляющей политической ситуации в Дагестане. То же именно сегодня можно сказать и о ситуации в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Адыгее. Все это является частью дезинтеграционных процессов, охвативших Советский Союз в конце 80-х – начале 90-х годов XX века.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

КПРФ: от запрета до активизации политической деятельности.
Либерализация политического климата в конце 80-х гг. ускорила и перевела на новый уровень процессы развития и объединения десятков тысяч неформальных групп. Хотя далеко не все из них включились в политическую деятельность, число групп, сч ...

Референдум: понятие, виды.
Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) - механизм правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопрос ...

Происхождение, сущность, цель, формы государства.. Учение о государственном суверенитете
Идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государство, считал он, возникает на основе договора. Основа государства лежит в разу ...