PoliticalMind

Политическая аналитика

Этнополитические конфликты
Страница 1

Влияние национального фактора в мировой политике в последние десятилетия выросло и продолжает расти. Сепаратистские тенденции не обошли стороной ни Европу, ни Азию, ни Африку. Распались федеративные государства СССР, Югославия, Чехословакия. Национальный вопрос остается сложной внутриполитической проблемой в Великобритании (Ольстер), в Канаде (Квебек), в США (негритянский, мексиканский, индейский вопросы). Не утихают распри между народностями Индии, Ирана, Пакистана, Афганистана, Ирака, различных африканских государств.

В мире насчитывается более 5 тыс. этносов, из которых 269 имеют численность более чем 1 млн. чел., 90 % наций и народностей входят в состав многонациональных государств. В России насчитывается более 1 тыс. этносов и народов. И ни один из этносов не довольствуется удовлетворением только непосредственных потребностей. Каждый добивается удовлетворения своих интересов — как минимум, свободы развития, самостоятельности и самоутверждения.

Национальные отношения не существуют в чистом виде, они тесно увязаны с политическими, социальными, религиозными, экологическими и другими отношениями. Поэтому в тех или иных событиях, неурядицах, а порой и трагедиях выделить национальный фактор сложно. Но события последних лет показали, что национальный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность. В политике выражаются и реализуются многие важные интересы этносов. Рассматривая национальные отношения как объект политики, необходимо выяснить соотношение и структуру таких понятий, как этнос, нация, национальное государство.

Этнос и нация — феномены принципиально разные. Создатель концепции этногенеза (развития этносов) Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) определяет этнос как явление природное, биологическое, родовое, как естественно сложившийся коллектив, развивающийся подобно энергетической системе и отличающийся от себе подобных оригинальным стереотипом поведения людей. С его точки зрения, этнос — это общность людей, которую определило единообразие среды, а также традиций, нравов, культов.

Нация — исторически складывающийся тип этноса, характеризующийся устойчивыми признаками этнической целостности и социально-экономической общностью людей, общностью территории, языка, психического склада, культуры и самосознания.

Этнос (как правило, группа этносов) при созревании в нацию создает и государство. Нация и государство — понятия близкие: нация — государственный этнос и вне государства существовать не может.

Национальные отношения — это отношения между субъектами национально-этнического развития (нациями, народностями, национальными меньшинствами и национальными группами) и их государственными образованиями, а также между людьми различных национальностей, складывающиеся в процессе жизнедеятельности и взаимодействия.

Основная проблематика национальных отношений такова: с одной стороны, проблемы равноправия или подчинения; причины возникновения недоверия, вражды и конфликтов; неравенство уровней экономического и культурного развития между нациями; с другой — отношения между нациями и существующей системой власти в многонациональном обществе, формы, методы и условия для их урегулирования в интересах мирного сосуществования, прогресса нации на основе равноправия, суверенности и демократизма.

В 1970-1990-е гг. в мировой общественно-политической мысли активно разрабатываются этнополитические идеи и концепции, трактующие различные интересы и устремления разнообразных социальных форм этносов — племен, народностей, наций. Это связано, с одной стороны, с утверждением на арене мировой истории уникальных культур народов, считавшихся ранее отсталыми и обретшими свою государственную независимость относительно недавно, а с другой стороны, с неосознанным сопротивлением нивелирующему воздействию современных технологий и моделей образа жизни, угрожающих сохранению культурной традиции .и национальной самобытности. Феномен быстрого роста национального самосознания с одновременным всплеском национализма ученые назвали «этническим ренессансом», «этническим парадоксом современности».

Само по себе этническое возрождение не является этническим конфликтом, однако обладает мощным конфликтогенным потенциалом. Грань, отделяющая этнический патриотизм от национализма, очень размыта и подвижна. Небольшое изменение акцентов — и вызревает благоприятная для конфликта интеллектуальная и духовная среда.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Преобразования российских политических институтов в современных условиях
Политические изменения в России зачастую не являлись реакцией на качественные изменения в обществе, а происходили исходя из логики политической борьбы. Характер и успех социальных изменений, прежде всего, зависят от уровня политической ин ...

Политические нормы и их регулятивное воздействие на политические отношения
Нормативная основа российской политической системы включает не только правовые нормы, отличающиеся политическим содержанием. Право не может регулировать все политические отношения в обществе, например, внутрипартийные и им подобные. В это ...

Понятие терроризма.
Для начала проведем определенную понятийную работу — своего рода поиск наиболее точного понимания сущности, да и значения самого понятия «террор» так, как они даются в известных словарях. Наиболее доступный и массовый из них сразу же удив ...