PoliticalMind

Политическая аналитика

Понятие парламента и его палат
Страница 5

В обоих случаях указанные контрольно-оценочные полномочия Государственной Думы имеют ограниченный характер. Государственная Дума не компетентна принимать окончательные решения о судьбе Правительства, которому оно не доверяет. В ситуации, когда Государственная Дума выражает недоверие Правительству (либо отказывает ему в доверии) — окончательную судьбу Правительства, как и самой Государственной Думы данного созыва, решает Президент РФ. Президент при этом вправе принять одно из двух решений: либо отправить в отставку Правительство; либо распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Касаясь содержания полномочий Государственной Думы на «выражение недоверия Правительству» и «отказ в доверии Правительству РФ», отметим разницу между ними, которая, как мы уже выше отметили, касается процессуальной формы осуществления этих полномочий:

«выражение недоверия»Правительству инициируется в Государственной Думе самой Государственной Думой, ее депутатами (п. 3 ст. 117 Конституции РФ); между тем как процедура рассмотрения вопроса «о доверии Правительству»

(которая может завершиться и «отказом в доверии»), инициируется самим Правительством: согласно Конституции РФ 1993 г. «Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ» (п. 4 ст. 117 Конституции РФ 1993 г.);

«выражение недоверия»

должно быть рассмотрено (и проголосовано) в Государственной Думе дважды с разрывом в 3 месяца. То есть, в соответствии в конституционной процедурой (п. 3 ст. 117 Конституция РФ 1993 г.), Государственная Дума выражает первое недоверие, а через три месяца его подтверждает — только тогда Президент должен осуществлять свою конституционную компетенцию: либо отправить в отставку Правительство, либо распустить Государственную Думу; «отказ в доверии» же («подтверждение доверия») голосуется в Государственной Думе только однажды, причем, если Государственная Дума принимает решение об «отказе в доверии», то сразу после этого, в течение семи дней Президент обязан либо отправить в отставку Правительство, либо объявить о роспуске Государственной Думы (п. 4 ст. 111 Конституции РФ 1993 г.).

В-третьих, продолжая перечень вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению Государственной Думы, укажем, что наряду с дачей согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ и решением вопроса о доверии Правительству РФ важнейшим из полномочий Государственной Думы является назначение на должность Председателя Центрального Банка (п. 1 «в» ст. 103 Конституции РФ 1993 г.).

В-четвертых, Государственная Дума осуществляет свою долю назначений в состав Счетной Палаты — орган парламентского финансового контроля РФ, формируемый Палатами Федерального Собрания на паритетной основе. Обратим внимание, что Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности первое лицо — Председателя Счетной Палаты, а также половину состава ее аудиторов.

В-пятых, к компетенции Государственной Думы относится «назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека это должностное лицо парламента, предназначение которого заключается в том, чтобы обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Роль неинституциональных факторов в процессе формирования политики государства
Государственная политика, являясь центральной формой активности государства как социального и политического института, представляет особый интерес для исследователей. Специфика протекания процессов формирования и реализации на практике кл ...

Политическая антропология о происхождении государства
Эгалитарные и неэгалитарные локальные группы В рамках политантропологии было создано множество теорий о происхождении государства, об эволюции систем лидерства и власти в доиндустриальных обществах. Наиболее популярной является схема эво ...

Теория государственного суверенитета
Свидетельством стремительного развития политической науки является и учение другого выдающегося политического мыслителя Возрождения - Жана Бодена (1530-1596), а в более позднее время теория другого защитника монархической власти - Томаса ...