PoliticalMind

Политическая аналитика

Понятие парламента и его палат
Страница 3

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира».

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы РФ, имеющие ранг «конституционных» (п. 2 ст. 108 Конституции РФ 12 декабря 1993 г.). Эта новая категория законов, которые впервые названы в Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Конституционные законы регулируют наиболее важные общественные отношения и принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Они имеют более высокую юридическую силу в сравнении с обычным законом. При голосовании за конституционные законы в Совете Федерации требуется более высокий процент голосов. Федеральный конституционный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него подано не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст. 108 Конституции РФ 1993 г.).

Отклонение

закона Советом Федерации.

Согласно Конституции РФ Совет Федерации вправе не только одобрить, но и отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой. В этом случае «палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. После чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (п. 4 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.).

Наделение Совета Федерации правом вето (отклонения закона) означает, что Совет Федерации сконструирован как «верхняя палата», как своеобразный контрольный орган по отношению к Государственной Думе; как «фильтр», через который должны пройти законы, принятые Государственной Думой. Однако указанная функция Совета Федерации не перечеркивает значение законодательной деятельности Государственной Думы. Дело в том, что право вето Совета Федерации не является абсолютным, оно может быть преодолено Государственной Думой путем повторного голосования и более высокого процента голосов при повторном голосовании. Как указывается в Конституции РФ: «В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы» (п. 5 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.).

Процедуры реализации полномочий Совета Федерации «расписаны» в особом документе, который принимается самим Советом Федерации — Регламенте Совета Федерации. Первый регламент Совета Федерации Федерального Собрания принят постановлением Совета Федерации 28 июля 1994 г. В последующем принят Регламент Совета Федерации от 6 февраля 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Ныне действует Регламент Совета Федерации, утвержденный его постановлением от 30 января 2002г.

Наконец, в-восьмых, к компетенции Совета Федерации относятся в определенном объеме и полномочия, касающиеся поправок Конституции и пересмотра Конституции РФ. Здесь Совет Федерации имеет одинаковые полномочия с Государственной Думой.

— Каждая из Палат Федерального Собрания, либо 1/5 каждой Палаты могут вносить предложения о пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134 Конституции РФ 1993 г.);

— В отношении пересмотра глав 1, 2, 9 Конституции РФ суть полномочий Палат Федерального Собрания в следующем: Федеральное Собрание не вправе пересмотреть положения глав 1, 2, 9; но Федеральное Собрание вправе 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы созвать Конституционное Собрание — орган, компетентный осуществлять реформу глав 1, 2, 9 Конституции РФ 1993 г. (ст. 135 Конституции РФ 12 декабря 1993 г.);

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Типы партий
Мир партий многообразен. Они отличаются не только названиями, но и более существенными признаками, что позволяет выделить разные их типы. В зависимости от социальной базы различают: партии моносредные, состоящие исключительно из представ ...

Легитимность и делегитимация государственной власти в России
Государственная власть в выполнении своих функций может ос­новываться на силе или легитимности. В первом случае «управляю­щие» стремятся реализовать принятые решения вопреки желанию «уп­равляемых», во втором, наоборот, — опираясь на их до ...

Информационная деятельность по обороне государства в локальных конфликтах
События в ночь с 7 на 8 августа 2008 года в Ю. Осетии изменили не только отношения между двумя народами, отношения в целом регионе, но и мире тоже. Грузинское политическое и военное руководство, используя информационный занавес открытия л ...