PoliticalMind

Политическая аналитика

Политическая система как политико-социальное явление
Страница 4
Политические материалы » Политическая система России » Политическая система как политико-социальное явление

В юридической литературе высказано мнение относительно того, что политическая организация общества может состоять не только из разрешенных и признаваемых государством организаций и объединений. В ней могут находится запрещенные ассоциации фашистского, экстремистского толка, иные партии, движения, деятельность которых государство находит опасной для себя и охраняемых им интересов определенного класса или общества в целом. В качестве дополнительной аргументации к этому выводу приводится следующее суждение: в современных условиях на политическую жизнь страны, деятельность государственных органов и должностных лиц серьезное влияние могут оказать преступные сообщества, занимающиеся торговлей наркотиков, рэкетом, хищениями и другими преступлениями. Располагая значительным состоянием, такие сообщества подкупают государственных чиновников, проводят своих представителей в законодательные органы, органы исполнительной власти. Соответственно признается, что преступные сообщества входят в политическую систему РФ в качестве самостоятельного ее компонента.

С этой точки зрения выясняются причины существования неформальных институтов в системе политических структур. В таком контексте объяснение дается в частности, в связи с историческим прошлым страны – наследием советского периода, которое сформировало устойчивые теневые традиции, как на уровне политического управления, так и массового сознания граждан. Представляется, что к названным позициям следует относится с элементами критичности. Очевидно, существование неформальных структур, их нелегальность, а точнее противоправный характер – реальность современной политической и правовой жизни. Вместе с тем, признание их субъектами политико-правовых отношений означало бы придание им определенного правового статуса. Производным от этого было бы наделение таких субъектов определенными правами и обязанностями, что, безусловно, противоречит принципам права и законности. В литературе по этому поводу отмечается: террористические организации, мафиозные группы, преступные организации, своими действиями вызывающие страх у людей, очевидно, оказывают заметное влияние на политические процессы. Вместе с тем, их нельзя относить к субъектам политической системы, так как они не участвуют в решении политических проблем, напротив, усложняют их.

Как видим, политическая система в сравнении с политической организацией – боде сложное структурное объединение. Оно как бы сводит воедино политические институты, отношения между ними, нормы, на основании которых действуют политические организации и т.д. по мнению А.И. Демидова, политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, граждан и государства. Представляется, что это в целом верное определение включает элементы неточности. Имеется в виду, что на первый план автор ставит взаимодействующие социальные нормы, а не субъектов – важнейших участников политической жизни.

Заслуживает внимания суждение о том, что политическую систему можно определить как систему политических и иных социальных институтов, организаций, взаимодействующих в соответствии с определенными принципами и нормами, которые служат средством осуществления власти, управления общественными делами.

Представляется верным вывод о том, что политическая система общества – это целостная упорядоченная совокупность политических институтов общества, политических отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных политическим, моральным нормам, историческим традициям и установках политического режима данного общества.

Думается, что в названных определениях представлена необходимая содержательная емкость рассматриваемой категории. В этой связи кратко можно сказать так: политическая система общества – это система взаимодействующих государственных и иных субъектов, реализующих политические функции и цели на основе идейно-политических установок и принципов, политических, правовых и иных социальных норм, определенных форм сознания, культуры и отношений, при помощи которых реализуется государственная власть и организуется политическая жизнь общества.

В зависимости от времени и места политическая система может иметь различное содержание. Наиболее значительные ее компоненты могут варьироваться соответственно типу политического режима (авторитаризм, демократия), разновидностям политической системы (президентская, парламентская) и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем к прочтению:

Государственное устройство России.
Государства бывают: демократические с республиканской формой правления и недемократические с формой правления – монархия. Наша страна - Россия – демократическое государство. Источником власти в ней является многонациональный народ. Для у ...

Кризисы легитимности и способы их урегулирования
Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (её институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов госуд ...

Россия и Кавказ.
Взаимодействие России и Кавказа – одно из сложнейших и значительных явлений в мировой истории. На протяжении трех столетий создавалось единое российско-кавказское политическое, экономическое, культурное пространство. Сегодня Кавказ превр ...