PoliticalMind

Политическая аналитика

Мировая политика и международные отношения. Субъекты мировой политики
Страница 1
Проблемы мировой политики » Мировая политика и международные отношения. Субъекты мировой политики

Своеобразной сферой политики является мировая арена. Здесь политический процесс выходит за рамки отдельных стран, охватывает все мировое сообщество. Мировой масштаб политических действий и отношений вовлекает в сферу политики особых субъектов, диктует общие законы и принципы, на которых базируются международные отношения. Исследуя их политическая наука разрабатывает теории мирового развития, оценивает факторы, явления, тенденции международных отношений, прогнозирует мировой политический процесс.

Мировой политический процесс в отличие от политики национальных масштабов, осуществляется субъектами международного порядка. Их можно объединить в три группы: государства, международные межгосударственные объединения, общественно-политические движения наднационального уровня.

Наиболее массовым субъектом мировой политики являются государства. По размерам территорий, численности населения, экономическому потенциалу они делятся на крупные (Китай, США, Россия …. ), средние (Англия, ФРГ, Франция….), малые (Албания, Греция, Сингапур….). По уровню социально-экономического развития можно выделить такие группы: индустриально развитые, которых меньшинство, среднеразвитые и слаборазвитые, большинство из которых находятся на Африканском континенте. По наличию ядерного оружия все страны подразделяются на ядерные (США, Россия, Китай…), околоядерные (Бразилия, Пакистан, ЮАР….) и неядерные.

Межгосударственные отношения являются важнейшей составной частью мирового политического процесса. В сфере их действия находятся вопросы территории, экономики, безопасности, политики, культуры, экологии, спорта, науки, миграции населения, торговли и многое другое. Особенно развиты они между государствами-соседями, а также в рамках определенного региона или континента планеты. Серьезное влияние на характер межгосударственных отношений оказывает состояние мировой экономики. Подъем или спад ее, положение с сырьевыми ресурсами, продовольствием внедрением новых технологий, торгово-финансовые отношения – все это самым решительным образом сказывается на межгосударственных отношениях. Важным фактором этих отношений является военно-стратегическая обстановка.

Центрами развития мировой цивилизации сегодня являются Европа, Северная Америка, Япония с широко сотрудничающими с нею странами Азиатско-Тихоокеанского региона. На другом полюсе – множество стран, сильно отставших в своем развитии. Это также существенный фактор, определяющий состояние межгосударственных отношений.

Другим крупнейшим субъектом мировой политики являются межгосударственные объединения государственного или мирового масштаба. В основе их создания лежит обычно совпадение интересов и целей государств участников, стремление использовать совокупную силу объединения для обеспечения этих интересов. Между участниками таких объединений постепенно складываются особые отношения, сглаживаются противоречия, укрепляется взаимодействие в важнейших сферах: экономической, военной, политической.

На протяжении 1950 – 1980-х гг. наиболее влиятельными межгосударственными объединениями являлись Северо-Атлантический блок (НАТО) и организация Варшавского договора (ОВД), включающие страны двух различных ориентаций (капиталистической и социалистической). Противоборство этих двух объединений в решающей степени определяло характер всей мировой политики. Важную роль в мировой политики играют и такие региональные объединения, как Лига арабских государств (ЛАГ), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация американских государств (ОАГ), Организация Африканского Единства (ОАЕ). Существенное влияние на мировой экономический процесс оказывают международные политические объединения. Среди них – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) (до начала 90-х годов), Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и др.

Третьим крупнейшим субъектом являются международные политические организации. Они могут быть правительственными и неправительственными, всемирными и ограниченными в планетарном пространстве. Наиболее универсальной и значительной оказалась Организация Объединенных Наций (ООН), число ее членов постоянно растет.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Технологии повышения самоуправленческой активности населения муниципального образования
Основой эффективности внедрения социальных ресурсов в систему управления муниципальным образованием является активное участие местного населения в процессах самоуправления. Таким образом, успех реформы местного самоуправления в России, а ...

Типы и принципы политической власти
Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение ...

Государственный герб
При создании государственного герба РСФСР, а затем и СССР было рассмотрено множество вариантов. Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г., утвердила первый герб РСФСР. Вместе с тем поиск продолжался и 20 июля 1920 г. ВЦИК одобрил оконч ...