PoliticalMind

Политическая аналитика

Понятие идеологии
Страница 1

Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена, вот некоторые: К. Маркс как ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества; Маннгейм как искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; А. Гоулднер как продукт социокультурных изменений, связанных с кризисом традиционных способов социального воспроизводства и формированием новой рациональности европейских обществ.

Состояние общественного сознания всегда было показателем нравственного здоровья страны. Морально-этические ценности, ориентация общества свидетельствуют о направленности его развития, в то время как знание, социальное настроение, мироощущение – о качестве его развитии. Ряд авторов, рассматривая противоречивое, конфликтное состояния общества, предлагают преодолеть данную противоречивость социальных ориентиров за счёт абсолютизации ценностей одной из сфер общественной жизни: экономической, политической, правовой, духовной. Или же правильными будут те нормы и направления, которые продиктованы, скажем, идеологиями монетаризма, правового государства, национального или геополитического интереса, поскольку системность – есть неотъемлемый признак любой идеологии. Большинство исследователей при всём разнообразии своих оценок и представлений о значимости идеологии, сходятся в том, что идеология является действенным инструментом, способным вырабатывать определенные цели политического развития, обеспечивать укрепление власти.

В таком случае можно ли применить к определению идеологии понятия истинности или ложности? Идеология не истинна и не ложна. Её отдельные фрагменты, будучи вырваны из контекста идеологии в целом и взятые сами по себе, могут сопоставляться с реальностью и оцениваться как истинные или ложные. Но идеология как целое оценивается степенью адекватности той реальности, в которой живут её потребители. Эта степень зависит от многих факторов, в том числе и от того, какие явления отражены в данной идеологии, насколько они важны для людей и, каково в ней соотношение истинных и ложных суждений. Степень адекватности может меняться с годами. Так, колоссальные перемены в жизни человечества во второй половине XX века привели к тому, что степень адекватности марксистской идеологии резко упала. Марксистская идеология утратила былую эффективность, поскольку упала степень её адекватности и потому её отменили в качестве государственной идеологии России. Следует отличать идеологию вообще, от политической в частности. Суть политической идеологии сводится к отправлению властных полномочий. Идеология также использует результаты научного познания, но опять-таки в целях формирования и стандартизации сознания людей. Наука отличается от идеологии, прежде всего своей социальной функцией. Функция науки – познание реальности, разработка методов познания и вооружения людей результатами познания. Идеология может быть институционально оформлена в соответствующих политических и не политических группировках, союзах, партиях, движениях.

Отношения между политикой и идеологией определяются рядом специфических особенностей, которые их сближают: они представляют собой явление сознания; подпитываются экономической, культурной и духовной жизнью общества; включены в исторический процесс. Идеология универсальна, как и политика, т. е. способна охватывать самые различные области деятельности, мысли, поведения и определять их направление, цели и средства (образ мыслей, особые интересы). Идеология тесным образом связана с процессом сопоставления идеалов и конкретных задач и возможностей, которые занимают в политике центральное место. Именно идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться (процесс идеализации, т. е. выбора целей, ориентация этого выбора). Поэтому и возникают такие её виды как консервативная, либеральная, прогрессивная либо реакционная политика.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Правительство рассмотрит законопроект о национализации. 20.02.2003
Правительство рассмотрит на сегодняшнем заседании законопроект о национализации, подготовленный Министерством имущественных отношений. По словам начальника отдела общественных связей Минимущества Александра Паршукова, закон регулирует от ...

Механизмы политического ПР
Существует огромное количество компаний, которые занимаются проведением ПР кампаний во время предвыборной гонки. Компании применяют различные механизмы для успешного проведения ПР кампаний. Используются следующие механизмы политического П ...

Специфика институциональной политической рекламы в условиях переходного общества
Анализ практики политической рекламы в современных условиях переходного общества, показывает, что в ходе избирательных кампаний политическая борьба сконцентрирована вокруг личностей, точнее, умело созданных имиджей кандидатов, их политиче ...