PoliticalMind

Политическая аналитика

Суверенитет и внешнеполитические приоритеты современной России
Страница 2
Политические материалы » Национальные интересы и возможности их реализации в России » Суверенитет и внешнеполитические приоритеты современной России

По существу в Российской Федерации автономные национальные образования так и остались под мягким административным управлением и случись какая либо политическая или экономическая проблема, а в настоящее время все же мировой кризис, неизвестно долго ли сохранится мирное развитии государства.

Кроме этого в России осуществлен смешанный тип федерализма, сочетающий административно-территориальный и национально-территориальный принципы. Выше уже было указано, что в настоящее время в нашу цивилизованную эпоху, понятие «нация» должно применяться практически как синоним понятию «гражданин». Все национальности на территории России называются россиянами и являются гражданами России. Автономизация по национальному признаку является, таким образом, анахронизмом. Но готова ли Россия преодолеть этот анахронизм без межнациональных войн и потрясений?

В реальной политической практики в 1994–1997 г. различия между республиками и областями усилились и стали очевидны различия во взаимоотношениях с федеральным центром в сферах экономики, внешней торговли, законодательства, распоряжения землей и ее недрами. Такое неравноправие делает Россию «расплывчатой» и неустойчивой[21].

Процесс федерализации России пока еще не является завершившимся. Некоторые добиваются изменения своего положения вплоть до готовности выхода из него. Руководству Чечни, как видно в настоящее время выгодно оставаться в составе Российской Федерации, поскольку на ее стабильность уходят огромные инвестиции, но положение всегда может измениться. Каким путем пойдет процесс реализации национальных интересов сложно спрогнозировать.

Поэтому национальная политика России в этом отношении противоречива и в политико-правовом отношении недостаточно разработана. В Конституции РФ, в Декларации прав и свобод человека и гражданина и в других документах провозглашаются демократические направления и принципы национальном политики, но в реальной жизни она искажаются или вообще игнорируется.

В Декларации прав и свобод человека и гражданина записано, что каждый российский гражданин вправе свободно определять свою национальную принадлежность, каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание детей на родном языке. Люди одной нации могут объединяться для сохранения и развития своей культуры, исполнения религиозных обрядов, создания школ клубов, театров, издания книг, журналов и другой деятельности[22].

Одновременно российские законы предусматривают уголовную ответственность за прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам. Но в действительности этого недостаточно для обеспечения национальных интересов каждого народа России, демократических взаимоотношений между гражданами всех национальностей в различных регионах страны.

Федеральные власти пока не могут создать систему синтеза национальных и интернациональных отношений. Иногда федеральные власти идут на широкие уступки национальным образованиям, как в Чечне. Порой поощряют национализм, что является причиной возникновения политических кризисов и острых конфликтов на почве националистических требований. Национальные политики порой проявляют истинный макиавеллизм. Они готовы провозглашать вечный союз, когда им выгодно, и напротив не отдавать ни крохи своих привилегий.

Нередко можно видеть притеснение граждан по национальному признаку. Это касается не только русских, вытесняемых из национальных территорий, но налицо обратная сторона в виде нападений и убийств в Москве в отношении лиц других национальностей.

Как ни печально, но борьба за национальное самоопределение, возникшая у многих народов в момент распада СССР в отдельных регионах переросла в национализм. Он выражается в разнообразных политических действиях, проповедующих национальную исключительность и обеспечивающих преимущества одних нации в сравнении с другими.

Особенно острой в этом отношении выглядит обстановка на Кавказе. В 90-е годы власти национальных республик, захлестнутые борьбой с центром теряли чувство меры в отстаивании национальных интересов, что усиливало политическую конфронтацию внутри страны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Высшее образование
Суть инновационного образования можно выразить фразой: "Не догонять прошлое, а создавать будущее". В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базо ...

Происхождение, сущность, цель, формы государства.. Учение о государственном суверенитете
Идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государство, считал он, возникает на основе договора. Основа государства лежит в разу ...

Приход к власти консерваторов. Экономический курс правительства М. Тэтчер и его результаты
В конце 70-х годов обострились финансово-экономические проблемы страны. Лейбористское правительство Дж. Каллагена не смогло справиться с ситуацией и палата общин в 1979г. вынесла ему вотум недоверия. Парламент был распущен, а на новых выб ...