PoliticalMind

Политическая аналитика

«Коренная перемена всей точки зрения нашей на социализм»
Страница 1
Политические материалы » Ленинская концепция социализма » «Коренная перемена всей точки зрения нашей на социализм»

А как меняется роль кооперации после социалистической революции, когда государственная власть и основные средства труда переходят в руки самих трудящихся? Коопера­цию как форму организации труда К. Маркс считал одной из создаваемых капитализмом основ, на кото­рой совершается его собственное отрицание («экспро­приаторов экспроприируют») и восстановление под­линной «индивидуальной собственности», основанной на «общем владении» индивидов[19]. Вместе с тем Маркс высоко ценил роль создаваемых рабочими коо­перативных фабрик как доказательства не на словах, а на деле, что наемный труд должен «уступить место ассоциированному труду, выполняемому добровольно, с готовностью и воодушевлением»[20]. Но развитие коо­перативного труда в общенациональном масштабе в условиях социализма Маркс связывал с использова­нием «общенациональных средств», а не самой по себе кооперативной собственности.

Как отмечалось выше, В. И. Ленин уже в 1918 г. уловил новую, изменяющуюся природу кооператива в условиях пролетарского государства. Но тогда все его внимание было сосредоточено на роли кооперации в сфере распределения продуктов. В январе же 1923 г. у него возникает принципиально новая мысль о цент­ральной роли кооперации как социально-экономиче­ского феномена в строительстве и развитии социали­стического общества. Кооперация формируется в нед­рах капитализма, но подлинный ее социальный потен­циал, ее собственный принцип реализуется лишь в условиях социализма. В этом и состоит ее, так сказать, социалистическая миссия. Кооперативный принцип со­ставляет ядро социалистического общества, которое, в свою очередь, обеспечивает полную реализацию соци­ального и экономического потенциалов кооперации.

Иными словами, после социалистической револю­ции кооперация выступает как естественно исторически сложившееся связующее звено между глубоко укоре­нившимися частными интересами миллионных масс трудящихся и их же общими интересами, обособляю­щимися в виде интересов социалистического государства. И не просто звено, связывающее данные проти­воположности (эту функцию выполняет уже нэповский принцип свободной торговли), а способствующее со­циалистическому преобразованию частных интересов в групповые, коллективные. Это узел, в котором завяза­ны воедино, работают друг на друга нэповский прин­цип свободной торговли и кооперативный принцип коллективности, принцип социализма.

Поэтому, заключил Ленин, «строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролета­риата над буржуазией - это есть строй социализма . Теперь мы вправе сказать, что простой рост коопера­ции для нас тожественен . с ростом социализма, и вме­сте с этим мы вынуждены признать коренную переме­ну всей точки зрения нашей на социализм»[21].

Коренная перемена состояла прежде всего в отхо­де от представления о социалистической собственности как исключительно государственной, в осмыслении кооперативной собственности как в равной мере со­циалистической, более того - преобладающей в такой мелкокрестьянской стране, как Россия. При этом сама кооперация мыслится весьма разнообразной по своему экономическому, социально-организационному и пред­метному содержанию. Словом, не один-единственный путь (через государственную собственность), а много­образие путей соединения частных и общих интере­сов трудящихся, преобразования частных интересов в коллективные, социалистические - такова стержневая идея ленинского кооперативного плана построения со­циализма, кратко говоря – государственно - коопера­тивного социализма.

Как соотносятся государственный и кооперативный принципы социализма? Самый простой ответ состоял бы в том, что каждый - из этих принципов распростра­няется на соответствующие, т. е. различные, массы трудящихся: одни заняты на государственных пред­приятиях, другие - в кооперативах. Но Ленин ставил задачу «достигнуть через нэп участия в кооперации поголовно всего населения .»[22]. При этом он, разуме­ется, не намерен был отказаться от национализации земли, крупных промышленных предприятий, банков, железных дорог и т. п. Следовательно, он предполагал иное, более сложное соотношение двух принципов, включающее и дифференциацию, и определенное их совмещение, пересечение.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Политическая культура 20 века
Неизбежность исторического процесса модернизации России породила духовную дифференциацию российского общества. Перед образованными людьми со всей остротой вставали вопросы о путях государственного развития, месте России в мире, соотношени ...

Основные политологические понятия.
Политология – это наука о политике и политическом управлении, о развитии политических процессов и систем, поведении и деятельности субъектов политики. Власть (политическая) – это есть система социально-политических отношений, выражающих ...

Социальный терроризм
Родоночальниками терроризма как широкой общественной практики были русские народовольцы (хотя они ориентировались на менее систематический опыт предшествующих революционеров). Если ранние народовольцы ставили своей целью "революционн ...