PoliticalMind

Политическая аналитика

Психологические истоки тоталитаризма
Страница 2

конвенционализм - или тщательное соблюдение принятых ценностей среднего класса;

авторитарное подчинение, некритичное отношении к авторитетам собственной группы;

авторитарная агрессивность в отношении тех , кто нарушает принятые нормы;

авторитарная оппозиция по отношению ко всему тому, что кажется субъективным, уязвимым и основано на воображении;

вера в предрассудки, мышление с помощью стереотипов, вера в мистическое предопределение собственной судьбы

культ силы и твердости, преувеличенная концентрация внимания на различиях между господством и подчинением, силой и слабостью;

деструктивность, цинизм, враждебность и неприязнь к людям;

проецирование собственных страхов на внешний мир, который в результате “наполняется “дикими и страшными вещами;

преувеличенная концентрация внимания на вопросах пола.

В дальнейшем вклад в развитие концепции авторитарного характера вносят в исследования Г. Дикса, Е. Шилза, Г. Маркузе, М. Рокича, Ю. Литвина, которые доказали справедливость тезиса о том, что авторитарная личность является психологической базой деструктивных социально-политических движений, прежде всего - тоталитарного режима.

Исторические изменения рассматриваются К.Г.Юнгом как порождения коллективного бессознательного: “Великие новшества не приходят свыше; они неизменно поднимаются снизу, подобно тому, как деревья растут вверх из земли, а не с небес. Перевороты, происходящие в нашем мире и сдвиги в нашем сознании, суть одно и то же”.

Историко-психологическая причина массовых психических эпидемий заключается в психических неурядицах целого народа, накапливаемых годами и десятилетиями. В рамках концепции К.Г.Юнга причинами этого явления выступает состояние, которое он обозначает как “диссоциация личности”, симптомами которого и является одержимость. Навязчивая приверженность идее, как правило, путем идентификации с этой идеей является еще одним способом компенсировать тревожность и невротическую слабость “Я” (“Я” ощущает себя как бы размножившимся и увеличившимся в размерах, хотя на деле оно отодвигается на задний план). По мнению К.Г.Юнга состояние навязчивой увлеченности является следствием “прорыва” бессознательной сферы в форме персонифицированной психической силы - архетипического образа, являющегося в сознание личности как навязчивой идеи.

Массовое распространение такой идеи, как правило, происходит посредством отдельных личностей, которые являются “эмоциональными лидерами” массовых движений. Именно в момент массовой психической эпидемии на первый план выдвигаются личности, способные быть выразителем массового состояния. К.Г.Юнг называет таких людей, реактивность которых имеет патологический характер, “латентными психотиками”: “Их душевное состояние соответствует коллективному возбуждению группы людей, охваченных эмоциональными предрассудками и фантастическими чаяниями. В этой среде они чувствуют себя на высоте, они знают язык таких состояний и умеют говорить на нем”. В такие моменты психопатизированные личности становятся вождями массовых движений и могут оказывать существенное влияние на массовое поведение. К.Г.Юнг приводит как пример феномена популярности Гитлера, объясняя его соответствием Гитлера массовой одержимости под действием бессознательных сил (архетипов): “В феномене современной Германии особенно впечатляет то, что человек, который сам по себе явно “одержим”, заразил весь народ до такой степени, что все пришло в движение навстречу неминуемой гибели”.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

Современные тайные общества
Александр Зиновьев в своем интервью журналу «РФ сегодня» сказал, что: «…Существует не мировое правительство, наподобие правительств отдельных стран, а мировое сверхобщество. В него уже входят от 50 до 80 миллионов человек, десятки тысяч м ...

Процесс рационализации политико-правовых воззрений
Процесс постепенной десакрализации и рационализации исходных мифических представлений об общественной жизни, политике, государстве и праве и возникновения зачатков теоретических воззрений в разных областях социально-политического знания у ...

Отличие российской политической элиты от политических элит других стран
Специфика распределения российского “политического капитала” (и ныне, и в номенклатурные времена) состоит в монополизации властных функций узким кругом лиц, в существовании формального или неформального “политбюро”. В “высший” состав вклю ...