PoliticalMind

Политическая аналитика

Категория политической культуры: содержание, элементы и функции
Страница 1
Политические материалы » Политическая культура » Категория политической культуры: содержание, элементы и функции

Политическая культура выступает структурным элементом политической системы общества

. Она раскрывает взаимоотношения субъектов политики, степень их сознательности, активности и готовности к тем или иным политическим действиям. В политологической теории существуют разнообразные определения политической культуры, что объясняется широким спектром мнений относительно того, что представляет собой культура вообще. Одни авторы понимают политическую культуру как субъективную сферу, лежащую в основе политической деятельности. Ее сводят к ориентациям, системе ценностей, символам, верованиям и установкам индивидов на политическое действие. Другие же трактуют ее как способ духовно-практической деятельности, например, как реализацию политических знаний, ценностных ориентаций и моделей поведения. В этом случае культура понимается как политическое сознание и политическое поведение. Соответственно в структуре политической культуры выделяются компоненты познавательного, эмоционального, оценочного и поведенческого характера.

Более широкие трактовки включают в культуру политические институты. Считается, что если на индивидуальном и групповом уровнях культура выступает как единство политического сознания и поведения, то на уровне социетальном она должна быть дополнена культурой функционирования институтов

, составляющих политическую систему общества.

Исходя из вышесказанного,

политическую культуру можно определить как совокупность исторически сложившихся, относительно устоявшихся и типичных для какой-либо общности или индивидов ориентаций и моделей поведения в отношении политической системы, а также типичных моделей функционирования институтов, составляющих эту систему.

Политическая культура – явление неоднородное. Она функционирует на общем (политическая культура общества), групповом и индивидуальном уровнях.

Политическую культуру общества следует рассматривать как органическую часть более широкой общенациональной культуры. Ее специфика детерминирована особенностями исторического опыта и национального характера народа, комплексом социально-политических и экономических факторов, особенностями геополитического положения страны, природными факторами. В качестве составных элементов политической культуры выступают формировавшиеся в течение многих поколений политические идеи, традиции, действующие нормы политической практики.

Политическая культура характеризует конкретное общество (английское, немецкое, российское), поэтому, учитывая специфику национального характера народа, можно говорить о самобытности политических культур разных стран. Так, основными чертами политической культуры США являются индивидуализм; расчет на собственные силы; представление о демократии как равенстве возможностей; понимание свободы как отсутствие внешнего принуждения, в т.ч. и от правительства; защиту идей свободы. Исследователи отмечают такой факт: американцы никогда не защищают землю – они борются за свободу. А в политической культуре России, наоборот, доминируют идея защиты земли и ее территориальной целостности, идеалы справедливости в обустройстве мира.

Суровость природных условий жизни предопределила тягу народа к солидарности, к общему коллективному труду, что выразилось в длительном существовании в России общинной формы организации жизни. В крестьянской общине лежат истоки доминирования коллективного сознания над индивидуальным. Ряд исследователей видят в специфике социоприродного бытия России объяснение и более высокой степени централизации государственной власти, нежели в других странах. Государство

должно было обеспечить защиту от внешней угрозы, постоянное приращение эффективных для хозяйственной жизни территорий, а также централизованное распределение ограниченных средств к существованию ради выживания России как целого. Это предопределило такую особенность политической культуры, как этатизм

, дополненный патернализмом

. Патернализм в русской культуре проявляется в создании образа главы государства (монарха, вождя, президента). В XIX в. русский историк С. Соловьев, отмечая эту особенность культуры, писал, что в Европе нет другого народа, кроме русского, который бы одновременно и любил и боялся царя. Эти традиционные элементы политической культуры стали питательной почвой тоталитарногорежима в СССР. В лице Сталина персонифицировалась многовековая мечта народа о "народном" царе.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Понтификальная комиссия по делам Государства Града Ватикан
Его Высокопреосвященство Кардинал Джованни Лайоло , Председатель Родился в Новаре 3 января 1935 года, рукоположен 29 апреля 1960 года; избран титулярным Епископом Кессарийским (пров. Нумидия) с персональным титулом Архиепископа 3 октября ...

Бремя морального выбора: дух парламентского корпоративизма
Освоению ценностей и социальной миссии депутатства как условия для разрешения проблем морального выбора способствует, во-вторых, дух корпоративизма как составная часть нравственного кредо. Палаты российского парламента вполне подходят под ...

Концепции распределения власти, правового государственного общества и гражданского общества
Концепции природных прав и общественного соглашения были разработаны английскими мыслителями Джоном Локком, а также французским мыслителем Жан-Жаком Руссо. Сущность концепций природных прав человека заключалась в признании того, что люди ...