PoliticalMind

Политическая аналитика

Парламентаризм – признак демократического государства. История парламентаризма
Политические материалы » Парламент как законодательный орган государственной власти России » Парламентаризм – признак демократического государства. История парламентаризма

В современной истории явление парламентаризма представляет собой систему государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов.

Парламент (англ. parliament, от французского parlier- «говорить») - представительное высшее государственное законодательное собрание, построенное целиком или частично на выборных началах[1] [1,2].

Концепция разделения властей в классическом виде была сформулирована в XVII-XVIII веке. Наибольший вклад в ее разработку внесли такие политические мыслители, как Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Дж. Мэдиссон. Смысл идеи разделения властей состоит в ограничении возможности сосредоточения государственной власти в руках одного лица или института, защитить права и свободы граждан.[2]

В современной юридической и политической практике представление о демократии и правовом государстве не отделимы от принципа разделения властей. Идея разделения властей законодательно закреплена в Конституции Российской Федерации.

Парламент в свете теории разделения властей - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Институт парламента имеет многовековую историю. Первые представительные учреждения с отчетливыми законодательными полномочиями возникли еще во время античности - это Народное собрание (экклезия) времен Перикла, преобразовавшееся из органа родовой демократии в орган государственной власти; древнеримский Сенат, возникший на основе древних куриатных комиций и ставший высшим учреждением Республики. Считается, однако, что родиной современного парламента является Англия - в Xlll веке королевская власть в соответствии с великой хартией вольности (1215 г.) была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей территориальных единиц (графств). Во Франции, к примеру, подобный орган до 1789 года представлял собой высшее судебное учреждение страны, то есть некое подобие верховного суда. Впоследствии подобные представительные учреждения возникли во Франции, Испании, Польше и других странах, которые затем преобразовались в парламентские учреждения современного типа.

В современном историческом периоде его развития для большинства промышленно развитых государств можно отметить усиление исполнительной и президентской власти.[3] [6].

Рекомендуем к прочтению:

Автаркия и континентальное разделение труда
П.Н. Савицкий отмечал тот факт, что для международной торговли существенное значение имеет стоимость перевозки товара от одной страны к другой. Однако здесь как раз и самым властным образом вторгается в излюбленные либералами схемы «чисто ...

Объединение управляющих долгом штатов
(Организация аффилирована с Национальной ассоциацией министров финансов и с Советом правительств штатов) Это — профессиональная организация управляющих и эмитентов займов штатов. Объединение предоставляет возможность своим членам обменив ...

Понятие и признаки демократии.
Современные политологи часто определяют демократию, как политический режим, при котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несёт ответственность пред гражданами за свои ...