PoliticalMind

Политическая аналитика

Право как фактор, опосредствующий политическую деятельность индивидов, организаций
Страница 3
Политические материалы » Политическая система России » Право как фактор, опосредствующий политическую деятельность индивидов, организаций

Специфика Конституции также в том, что она не только закрепляет права, свободы, обязанности, компетенцию социальных субъектов, но и создает определенный простор для стимулирования совершенствования конституционного и иного отраслевого законодательства, с учетом существующей политико-правовой практики.

По существу, Конституция создает необходимую правовую основу для совершенствования организации и деятельности институциональных образований политической системы: государственных структур, общественно-политических организаций, партий и др.

Основной закон России тяготеет к закреплению современной модели, общественно-государственного устройства, в центре которого обращенность к человеку, личности, что отражает гуманистические завоевания цивилизации, является ориентиром для совершенствования федерального и иного законодательства.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы определяются в качестве высшей социальной ценности. Права и свободы личности – показатель возможности ее свободного развития. Конституция России, предусматривающая курс демократизации общества, закрепляет широкий спектр прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина.

Анализ главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» позволяет заключить, политическим правам в основном посвящены ст.31-33, имеющие непосредственное отношение к сути бытия политической системы российского общества. В контексте правовой оценки названных статей следует назвать ряд неотъемлемых прав человека. Как видно, граждане РФ имеют право: собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (п.1 ст.32), избирать и быть избранным (ч.72 ст.32), на равный доступ к государственной службе (ч.4 ст.32), обращаться лично, а также лично направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).

В юридической литературе к политическим правам также относят иные права, признанные мировым сообществом и предусмотренные Конституцией РФ. Это:

- право на свободу мысли и слова (п.1 ст.29),

- право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (п.4 ст.29),

- право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст.30).

За нарушение политических прав граждан, так же как и других прав, установлена юридическая ответственность, в том числе уголовная. УКРФ предусматривает ответственность за следующие нарушения политических прав и свобод граждан:

- воспрепятствование осуществлению гражданином избирательных прав или работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума (ст. 141);

- фальсификации избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов (ст. 142);

- воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них (ст.149).

Существенный показатель демократизации в современной России – предусмотренная ч.3 ст.46 Конституции РФ возможность граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Нормы права, имеющие непосредственное отношение к политической системе общества, содержится не только в Основном законе страны, но и в законодательных актах.

В соответствии с Конституцией РФ 1993г. Приняты федеральные законы, которые закрепляют правовой статус, правовые и политические возможности важнейших институционных элементов политической системы, взаимоотношения между ними. К законодательным актам этого плана относятся:

- «Об общественных объединениях»;

- «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- «О свободе совести и религиозных объединениях»;

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Теоретические модели демократии
Практика современной демократии вызывает споры. Это связано с дискуссионностью самого вопроса о том, что составляет суть демократии. Следует признать, что в современной политической науке нет единой теории демократии. В середине ХХ в. ЮНЕ ...

Модель оранжевой революции
Оранжевая революция следовала модели, которая впервые проявилась при свержении режима Слободана Милошевича в Сербии, а впоследствии была использована в ходе Революции роз в Грузии. Во всех этих случаях революционные выступления масс, заве ...

Приход к власти консерваторов. Экономический курс правительства М. Тэтчер и его результаты
В конце 70-х годов обострились финансово-экономические проблемы страны. Лейбористское правительство Дж. Каллагена не смогло справиться с ситуацией и палата общин в 1979г. вынесла ему вотум недоверия. Парламент был распущен, а на новых выб ...