PoliticalMind

Политическая аналитика

Право как фактор, опосредствующий политическую деятельность индивидов, организаций
Страница 3
Политические материалы » Политическая система России » Право как фактор, опосредствующий политическую деятельность индивидов, организаций

Специфика Конституции также в том, что она не только закрепляет права, свободы, обязанности, компетенцию социальных субъектов, но и создает определенный простор для стимулирования совершенствования конституционного и иного отраслевого законодательства, с учетом существующей политико-правовой практики.

По существу, Конституция создает необходимую правовую основу для совершенствования организации и деятельности институциональных образований политической системы: государственных структур, общественно-политических организаций, партий и др.

Основной закон России тяготеет к закреплению современной модели, общественно-государственного устройства, в центре которого обращенность к человеку, личности, что отражает гуманистические завоевания цивилизации, является ориентиром для совершенствования федерального и иного законодательства.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы определяются в качестве высшей социальной ценности. Права и свободы личности – показатель возможности ее свободного развития. Конституция России, предусматривающая курс демократизации общества, закрепляет широкий спектр прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина.

Анализ главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» позволяет заключить, политическим правам в основном посвящены ст.31-33, имеющие непосредственное отношение к сути бытия политической системы российского общества. В контексте правовой оценки названных статей следует назвать ряд неотъемлемых прав человека. Как видно, граждане РФ имеют право: собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (п.1 ст.32), избирать и быть избранным (ч.72 ст.32), на равный доступ к государственной службе (ч.4 ст.32), обращаться лично, а также лично направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).

В юридической литературе к политическим правам также относят иные права, признанные мировым сообществом и предусмотренные Конституцией РФ. Это:

- право на свободу мысли и слова (п.1 ст.29),

- право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (п.4 ст.29),

- право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст.30).

За нарушение политических прав граждан, так же как и других прав, установлена юридическая ответственность, в том числе уголовная. УКРФ предусматривает ответственность за следующие нарушения политических прав и свобод граждан:

- воспрепятствование осуществлению гражданином избирательных прав или работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума (ст. 141);

- фальсификации избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов (ст. 142);

- воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них (ст.149).

Существенный показатель демократизации в современной России – предусмотренная ч.3 ст.46 Конституции РФ возможность граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Нормы права, имеющие непосредственное отношение к политической системе общества, содержится не только в Основном законе страны, но и в законодательных актах.

В соответствии с Конституцией РФ 1993г. Приняты федеральные законы, которые закрепляют правовой статус, правовые и политические возможности важнейших институционных элементов политической системы, взаимоотношения между ними. К законодательным актам этого плана относятся:

- «Об общественных объединениях»;

- «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- «О свободе совести и религиозных объединениях»;

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Бюрократия с точки зрения нового институционализма. Рыночная модель бюрократического устройства
Основные постулаты рыночной модели бюрократического устройства были заложены в 1992 году в книге Дэвида Осборна и Теда Геблера, которую сразу же после выхода окрестили классической[11]. Авторами были сформулированы 10 тезисов, которые гар ...

Ленинская теория государства и революции. Политическая концепция сталинизма
Владимир Ильич Ленин (Ульянов, 1870-1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как "Что делать ...

Политическая наука
Политология - современная наука о политике. Этот термин был избран для того, чтобы разграничить марксистскую и буржуазную политические науки. В американской и западноевропейской литературе термин политология употребляется довольно редк ...