PoliticalMind

Политическая аналитика

Право как фактор, опосредствующий политическую деятельность индивидов, организаций
Страница 2
Политические материалы » Политическая система России » Право как фактор, опосредствующий политическую деятельность индивидов, организаций

Как видно Конституция РФ 1993г. включает преамбулу -небольшой вводный текст, имеющий важное концептуально- идеологическое , политическое значение. Она провозглашает идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на гражданский мир и согласие. В преамбуле последовательно отражена идея сохранения государственного единства РФ обеспечения ее суверенной государственности и др.,

В статье 1 устанавливается конституционный статус Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

Из содержания главы явствует, что она включает следующие функциональные принципы политико-правовой сферы общества :

а) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина как обязанность государства (ст.2);

в) народовластие - один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании (ч.2 ст.3);

г) идеологическое и политическое многообразие (ч. 1 ст.3).

Последнее положение принципиально значимо с учетом доперестроечной ситуации в стране, в условиях которой такого многообразия не было. В наши дни это означает, что никакая идеология в российском обществе не может устанавливаться в качестве государственной, т.е. единой, оказывающее воздействие на сознание членов общества, к тому же, политическое и идеологическое многообразие предполагает свободу деятельности в рамках закона различных политических сил. Это выражается, прежде всего, в многопартийности, участии политических партий в избирательном процессе и др. Как видно, речь идет об одном из постоянно значимых факторов конституционного развития России, имеющем прямое отношение к деятельности различных элементов политической системы.

Ключевое значение для выполнения структурными образованиями политической системы (партиями, общественно-политическими движениями и др.) политических функций имеет то, что все институционные структуры равны перед законом (п.4 ст.13). При таком подходе снова отметим, что любые проявления свободы в цивилизованном демократическом обществе сопряжены с определенными пределами, предусмотренными правовыми и иными социальными нормами. Это отчетливо выражено в следующем конституционном положении: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной ,расовой ,национальной и религиозной розни (п.5 ст. 13)

Следовательно, конституционные нормы. Как и иные нормы права, будучи едиными эталонами (масштабом) человеческой деятельности, определяют границы поступков людей, меру, рамки, объем их возможного и должного поведения. Именно с помощью права, законов субъекты общественных отношений – индивидуальные и коллективные ставятся под юрисдикцию государства, что способствует относительной статике и динамике политической системы. Речь идет об интегральных качествах конституционных и иных юридических норм, что исключительно значимо для политической системы Российского общества – сложного и многогранного явления.

Особо следует подчеркнуть то, что в условиях развитой цивилизованной политической системы, право признано ограничить государственную власть в целом, ее всесилие по отношению к общественным формированиям, обществу, личности. Эта задача, исходя из содержания Конституции РФ, должна решаться несколькими путями: установление строгих пределов компетенции органов государственной власти, введением и упрочением системы разделения властей (ст.10), закреплением за личностью, общественными организациями, обществом определенной сферы, в которую государство вторгаться не может (конституционный институт прав и свобод).

На страницах печати в качестве критики действующей Конституции иногда ставят абстрактность многих конституционных предписаний, сложность приложения последних к конкретным жизненным ситуациям, в том числе к отдельным элементам политической системы.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Отличие российской политической элиты от политических элит других стран
Специфика распределения российского “политического капитала” (и ныне, и в номенклатурные времена) состоит в монополизации властных функций узким кругом лиц, в существовании формального или неформального “политбюро”. В “высший” состав вклю ...

Динамика войн по линиям разлома. Идентичность: подъем цивилизационного самосознания
Войны по линиям разломов проходят через этапы усиления, всплеска, сдерживания, временного прекращения и – изредка – разрешения. Эти процессы обычно последовательны, но часто они накладываются один на другой и могут повторяться. Единожды ...

Историческая концепция Евразийства
Географическая концепция Савицкого представляет собой необычную, но вполне аргументированную интерпретацию, казалось бы, общеизвестных фактов, обоснование евразийских взглядов на проблему соотношения России и Европы. Анализируя географич ...