Право как фактор, опосредствующий политическую деятельность индивидов,
организацийСтраница 2
Политические материалы » Политическая система России » Право как фактор, опосредствующий политическую деятельность индивидов,
организаций
Как видно Конституция РФ 1993г. включает преамбулу -небольшой вводный текст, имеющий важное концептуально- идеологическое , политическое значение. Она провозглашает идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на гражданский мир и согласие. В преамбуле последовательно отражена идея сохранения государственного единства РФ обеспечения ее суверенной государственности и др.,
В статье 1 устанавливается конституционный статус Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.
Из содержания главы явствует, что она включает следующие функциональные принципы политико-правовой сферы общества :
а) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;
б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина как обязанность государства (ст.2);
в) народовластие - один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании (ч.2 ст.3);
г) идеологическое и политическое многообразие (ч. 1 ст.3).
Последнее положение принципиально значимо с учетом доперестроечной ситуации в стране, в условиях которой такого многообразия не было. В наши дни это означает, что никакая идеология в российском обществе не может устанавливаться в качестве государственной, т.е. единой, оказывающее воздействие на сознание членов общества, к тому же, политическое и идеологическое многообразие предполагает свободу деятельности в рамках закона различных политических сил. Это выражается, прежде всего, в многопартийности, участии политических партий в избирательном процессе и др. Как видно, речь идет об одном из постоянно значимых факторов конституционного развития России, имеющем прямое отношение к деятельности различных элементов политической системы.
Ключевое значение для выполнения структурными образованиями политической системы (партиями, общественно-политическими движениями и др.) политических функций имеет то, что все институционные структуры равны перед законом (п.4 ст.13). При таком подходе снова отметим, что любые проявления свободы в цивилизованном демократическом обществе сопряжены с определенными пределами, предусмотренными правовыми и иными социальными нормами. Это отчетливо выражено в следующем конституционном положении: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной ,расовой ,национальной и религиозной розни (п.5 ст. 13)
Следовательно, конституционные нормы. Как и иные нормы права, будучи едиными эталонами (масштабом) человеческой деятельности, определяют границы поступков людей, меру, рамки, объем их возможного и должного поведения. Именно с помощью права, законов субъекты общественных отношений – индивидуальные и коллективные ставятся под юрисдикцию государства, что способствует относительной статике и динамике политической системы. Речь идет об интегральных качествах конституционных и иных юридических норм, что исключительно значимо для политической системы Российского общества – сложного и многогранного явления.
Особо следует подчеркнуть то, что в условиях развитой цивилизованной политической системы, право признано ограничить государственную власть в целом, ее всесилие по отношению к общественным формированиям, обществу, личности. Эта задача, исходя из содержания Конституции РФ, должна решаться несколькими путями: установление строгих пределов компетенции органов государственной власти, введением и упрочением системы разделения властей (ст.10), закреплением за личностью, общественными организациями, обществом определенной сферы, в которую государство вторгаться не может (конституционный институт прав и свобод).
На страницах печати в качестве критики действующей Конституции иногда ставят абстрактность многих конституционных предписаний, сложность приложения последних к конкретным жизненным ситуациям, в том числе к отдельным элементам политической системы.
Рекомендуем к прочтению:
Предвыборная стратегия “Единой России”
Политический режим в России периода президентства Владимира Владимировича Путина начал формироваться после создания крупной фракции блока “Единство” на выборах депутатов Государственной Думы РФ в 1999 году и формирования в ней большинства ...
Отличие политической деятельности в современной
России от политической деятельности в других странах
Политическая деятельность в любых политических режимах — это вид активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений. Многообразие политической деятельности зависит от степени развития политической сис ...
Экономическая поляризация стран СНГ
Даже самого беглого взгляда на основные показатели достаточно, чтобы осознать, сколько далеко государства СНГ отстоят сегодня друг от друга на условной шкале развития.
Если ранжировать их относительно российского ВВП на душу населения, т ...
