PoliticalMind

Политическая аналитика

Сущность, специфика и структура политической власти
Политические материалы » Политическая власть. Политические режимы » Сущность, специфика и структура политической власти

Власть

– важное явление в жизни общества. Это определяется необходимостью координировать взаимодействие множества относительно автономных участников событий. Тем более, что поведение человека в отличие от других животных практически не предопределяется генетически.

Власть – возможность и способность человека оказывать влияние на www.transportpart.ru

поведение других людей с получением желаемого результата. Это определение общесоциологическое, оно охватывает различные виды властных отношений в обществе: экономическую власть, политическую, социальную, религиозную и другие. В курсе политологии внимание направлено, прежде всего, на политическую власть.

Она имеет следующие особенности, черты, выделяющие её среди других:

а) политическая власть – это, в конечном счёте отношения между большими группами людей;

б) субъект политической власти имеет приоритет в легальном использовании принуждения в данном обществе;

в) это принуждение является организованным и осуществляется с помощью мощного орудия, сложного инструмента – государства, с его силовыми структурами;

г) политическая власть является публичной, то есть затрагивает интересы всех членов и групп общества и влияет на их поведение;

д) универсальность – её субъект использует ресурсы, типичные и для других видов власти.

Можно говорить о структуре власти,

то есть властные отношения предполагают наличие ряда явлений, элементов. Прежде всего, это агенты власти:

субъект и объект. Субъект

– это люди, группы людей, государственные структуры, которые оказывают властное воздействие на поведение других людей. В обыденной и научной речи часто слово «власть» употребляют в значении «субъект власти». Объект

– люди, на которых оказывает властное воздействие субъект власти. Ресурсы власти – это все те средства, которыми располагает субъект власти, и которые он может использовать при воздействии на объект, добиваясь нужного его поведения. Часто выделяют три следующих основных ресурса власти (способа воздействия на объект): принуждение, убеждение, авторитет. Вообще же, арсенал средств воздействия, которыми располагает субъект государственной власти, – а это основной вариант политической власти, – очень широк и разнообразен. Все ресурсы можно объединить в четыре большие группы: принудительные (силовые) ресурсы, экономические, социальные и информационно-культурные.

Принудительные ресурсы

(силовые) включают угрозу применения санкций и само использование субъектом отрядов людей, вооружённых, специально созданных и обученных для обеспечения подчинения объекта властного воздействия.

Экономические ресурсы.

Сильный субъект политической власти имеет возможность использовать и контролировать распределение материальных ресурсов, благ, включая и те, без которых невозможно существование человека. У субъекта государственной власти, в частности, в распоряжении такие средства, как монополия на чеканку денег, возможность устанавливать монополию на производство и продажу стратегической продукции, добычу сырья, устанавливать налоги, определять условия производства, обмена и потребления. Контроль за использованием экономических ресурсов во многих случаях опосредован контролем над социальными ресурсами,

включающими возможность распределения позиций на социальной лестнице – статусов, чинов, должностей, званий, льгот, привилегий, обязанностей. Культурно-информационные ресурсы

включают контроль над научными знаниями, информацией и средствами их распространения, возможность формировать ценностные ориентации масс людей, действуя через учреждения культуры, образования (детские сады, школы, вузы). В современном обществе чрезвычайно велики возможности влиять на людей, информируя или дезинформируя их, манипулируя ими с помощью средств массовой информации.

Хорошо известен кумулятивный эффект

власти: субъект, обладающий каким-либо видом власти (значительными ресурсами), с большей лёгкостью накапливает ресурсы других видов власти. Власть как бы перетекает к нему. Типичный пример для наших условий: баснословные капиталы могли быстро накапливать те политики, чиновники, бизнесмены, кто обладал информацией о замораживании или отпуске, повышении цен на товары, валюту, контролировал распределение льготных кредитов, определял условия приватизации.

Важным фактором властных отношений являются мотивы стремления людей к обладанию властью

и использованию власти. Обычно имеет место сочетание в разных пропорциях нескольких основных мотивов: возможность улучшить своё материальное положение, повысить уровень потребления, качество жизни; повышение социального статуса, престижности положения удовлетворяет потребность в одобрении другими, а также повышает самооценку. Исследователи часто находят в основе выдающихся примеров воли к власти, выдающейся политической деятельности борьбу человека с собственными комплексами. Борясь за власть и используя её, политики, как правило, говорят, прежде всего, о своём стремлении улучшить общество, сделать его более справедливым, Такой мотив тоже реально существует, однако редко бывает доминирующим. Часто стремятся во власть ради того, чтобы уйти от ответственности за свои грехи.

Рекомендуем к прочтению:

Разделение власти
Согласно ст.10 Конституции РФ: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В ст ...

Глобальная политика цивилизаций. Стержневые страны и конфликты по линии разлома
С. Хантингтон: «Цивилизации представляют собой человеческие племена в предельной форме развития, и столкновение цивилизаций суть племенной конфликт в глобальном масштабе. В складывающемся ныне мироустройстве государства и группы людей, пр ...

Политическое развитие: понятие и критерии.
Понятие политическое развитие было введено в западной политологии во 2 половине XX века для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения, а также для определения уровня политического развития общества. В сам ...