PoliticalMind

Политическая аналитика

Консерватизм, неоконсерватизм
Страница 1

Консерватизм (от лат. conservare – сохранять, охранять) – политическая идеология, которая ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

История консерватизма начинается с конца XVIII в. Впервые термин «консерватизм» употребил французский писатель Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой Французской революции.

Основные положения консерватизма сформулированы в работах Э. Берка, Ж. де Местра. Л. де Бональда и их единомышленников и последователей. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи: К. Леонтьев, Н. Данилевский, В.Соловьев, И.Ильин во второй половине XIX – начале XX в.

В отличие от либерализма и социализма консерватизм не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды.

Консервативные установки, как правило, начинают кристаллизироваться в периоды исторических поворотов, резких социальных изменений, когда общественное сознание, сосредотачиваясь на прошлом, начинает отличать его от настоящего. Социализму консерватизм традиционно противостоит из-за его революционных устремлений, а либерализму из-за рационалистического пафоса, стремление к переделке мира, сложившихся порядков.

Что представляет собой консерватизм в мировоззренческом плане?

Во-первых, для него характерен взгляд на общество как на органическую и целостную систему. В консерватизме присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира. Предполагалось, что человек в силу ограниченности своего разума не вправе безумно браться за переустройство мира, поскольку тем самым он рискует задеть заключенную в это мире духовность.

Во-вторых, существующие истины должны иметь предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной она ни показалась с рациональной точки зрения. Консерватизм есть реакция защиты существующих институтов от угрозы их разрушения, потому что они существуют и рассматриваются «Как наша традиция», а не поэтому, что они соответствуют некоторым отвлеченным идеалам.

Так, Э. Берк утверждал, что нельзя приступать к реформе государства с его свержения, «реформатор должен подойти к недостаткам государства, как к ранам отца, с трепетной заботливостью. Движимые этим мудрым предрассудком, мы с ужасом видим, как скорые на руку дети в разных странах готовы разрубить своего старого родителя на куски и положить его в котел в надежде, что своими сорными травами и дикими заклинаниями они смогут возродить отцовское тело и обновить его жизнь».

Принимая существующие положения вещей, консерватизм делает ударение на необходимости сохранения традиционных правил, норм, системы власти и т.д. В духе гегелевской формулы «все действительное разумно, все разумное действительно», консерватор рассматривает существующий мир как наилучший из всех возможных миров.

Согласно консервативным представлениям, обязательно должна быть сила, заботящаяся о передаче традиций, ибо народ без памяти о прошлом – это народ без будущего. Консерватизм сосредотачивается «на прошлом в той мере, в какой прошлое живет в современности» (К.Маннгейм), отстаивает то, что есть в настоящем, уходя корнями в прошлое.

В-третьих, консерватизм не означает противодействия любым нововведениям. Консерваторы не могут не принять те новые элементы действительности, которые уже укоренились, равно, как и не удерживают все, что идет из пошлого.

Основными ценностями консерватизма являются стабильность, законность, порядок, традиции, семья и др.

В политической сфере консерватизм выступает за укрепление государства в деле поддержания порядка и законности, опору на семью, церковь, школу, различные ассоциации – посредники между обществом и индивидом.

Именно в таких структурах усматривается основа «плюралистичности» общества, надежная преграда бюрократии, посягательствам на права личности. В глазах консерваторов государство – источник и защитник закона и морали. Без сильного государства общество может оказаться в анархии. С другой стороны, они понимают, что государство может оказаться инструментом подавления индивидуальной ассоциаций.

При необходимости выбора между индивидом и обществом значительная часть консерваторов ставит на первое место общество, так как оно исторически, этически выше отдельного индивида.

В социальной области консерваторы допускают существование социального неравенства, исходя из убеждения в несовершенстве человека и созданных им институтов, считают бедность, несправедливость неизбежным злом, которое можно смягчить, но не устранить.

В экономической сфере подчеркивается важность развития частной собственности, свободного рынка, конкуренции и инициативы.

Между консервативной и либеральной идеологиями в настоящее время нет принципиальных различий. Вместе с тем консерваторы больший крен делают в сторону элитизма, поддержки аристократических и богатых слоев населения, исходя из признания иерархичности общественных отношений.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Политико-правовая мысль в древней Индии. Брахманизм
Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы ...

Основные функции политологии
Сегодня политология представляет собой обширную область научных знаний, включающую в себя историю и философию политики (политическая теория), теорию политических институтов и процессов, политическую компаративистику (сравнительная политоло ...

Основные формы демократии
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию. 1. Прямая демократия. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участ ...