PoliticalMind

Политическая аналитика

Демократия и либерализм
Страница 2

Если говорить о таком важнейшем признаке либерализма, как "институт частной собственности", то можно отметить, что в украинской хозяйственной системе право собственности является неполным, производным и зависимым от политической власти. Фактически отсутствуют правовые гарантии и механизмы судебной защиты собственности.

Все эти признаки национального капитала свидетельствуют о том, что он лишен институционально-правовой основы, составляющей главную отличительную характеристику экономик современных развитых стран. Но, как известно, в природе пустоты не бывает, что касается и "социальной природы". Институционально-правовой вакуум заполняется противоположными явлениями - такими, как господство неформальных отношений в экономике; доминирующая роль административной власти в хозяйственных отношениях; дефицит доверия; и т.д. Это убедительно доказывает в своей работе В.М. Геец.

Таким образом, отсутствие институционально-правового каркаса и доминирование административных неформальных отношений при дефиците доверия являются благодатной предпосылкой для функционирования олигопольной хозяйственной структуры и затрудняют формирование единых конкурентных рынков в общенациональном масштабе.

Национальная экономика распалась на многочисленные территориальные и отраслевые сегменты с сильными элементами административного контроля. Такая сегментация отечественного рынка сопровождается резким снижением его эффективности и высоким уровнем трансакционных издержек.

Анализ указанных ограничений, присущих тому типу капитализма, который утвердился в украинской экономике, показал, что игнорирование институционально-правовой основы как условия формирования эффективной модели экономики было серьезным просчетом в ходе реформ.

Как отмечалось, сложившуюся модель экономики Украины называют "олигархическая" из-за того, что в ней произошла концентрация непропорционально большой доли финансовых и управленческих ресурсов в руках нескольких бизнес-групп, контролирующих основную часть экспорта и переработки сырьевых ресурсов. За счет формирования и поддержки этих бизнес-групп национальная хозяйственная система получила собственную социальную опору.

Однако, поскольку эти группы сориентированы, главным образом, на экспорт и включены в глобальную экономику в качестве подчиненной, периферийной ее части, то их экономическое положение всецело зависит от конъюнктуры мирового хозяйства. Это означает, что в украинской экономике механизм устойчивого самовоспроизводящегося роста на собственной основе отсутствует. Такая система уже по своему внутреннему устройству не способна сократить отставание нашего государства от развитых стран, повысить благосостояние его граждан и обеспечить внутреннюю стабильность.

Необходима хозяйственная и политико-культурная модернизация, направленная на преодоление негативных тенденций в развитии Украины.

В этой связи возникают два вопроса:

какими видятся основные черты новой экономической модели, переход к которой становится для нашей страны все более актуальной задачей?

каким видится путь движения к этой новой модели?

С позиций неолиберальной доктрины, такая постановка проблемы вообще не актуальна, поскольку, согласно ее основополагающим принципам, сама по себе рыночная система все расставит по своим местам. С этой точки зрения, попытки вмешаться в стихийные процессы естественного рыночного отбора будут лишь препятствовать развитию эффективных рыночных структур и переходу ресурсов к так называемому "эффективному собственнику". Но, как показала без малого двадцатилетняя практика рыночных преобразований в Украине, именно при господстве такой неолиберальной идеи сложилась сегодняшняя хозяйственная модель, которая практически привела наше государство к пределу развития как в экономическом, так и в социальном аспектах. В ходе реализации неолиберальной идеи в украинском обществе произошла утрата человеческого, интеллектуального, производственного и нравственного потенциала. Страна подведена к той опасной черте, за которой начинается распад базовых институтов общества.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Сущность и разновидности партийных систем
В настоящее время в разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть. В зависимости от положения партий в политической системе, взаимодействии между ними, типа самих политических партий скл ...

Три лица законности: законность, суверенитет, власть.
Существуют примеры политики, которые включают группы имеющие общие интересы и борющиеся за новую политическую власть. Возникают вопросы: почему граждане подчиняются одним велениям, и противятся подчиняться другим? Почему и как лидеры прих ...

Категория политической культуры: содержание, элементы и функции
Политическая культура выступает структурным элементом политической системы общества . Она раскрывает взаимоотношения субъектов политики, степень их сознательности, активности и готовности к тем или иным политическим действиям. В политолог ...