PoliticalMind

Политическая аналитика

Демократия и либерализм
Страница 1

В социально-экономической литературе обсуждается вопрос об издержках становления демократии, а точнее - о возможном негативном влиянии "преждевременной" демократизации на экономический рост.

Результаты проведенных исследований позволяют прийти к заключению, что в странах с хорошим качеством институтов (низкой коррумпированностью, высоким уровнем правопорядка и здоровым инвестиционным климатом) демократизация благотворно воздействует на институциональное строительство и экономический рост, а в странах со слабыми институтами - влечет за собой их дальнейшее ослабление и подрывает экономический рост.

Уже отмечалось, что хозяйственные модели, в которых права собственности защищены, называют "либеральными". Если соотносить понятия "либерализм" и "демократия", то выясняется, что Европа сначала была либеральной и только потом - демократической. В ХIХ в. в европейских государствах права личности и фирм были в основном обеспечены, хотя демократическими эти страны назвать было нельзя. На рубеже ХIХ и XX вв. более половины взрослого населения Европы не имели права голоса из-за цензов оседлости и имущественных ограничений. Тем же путем - от либерализма к демократии - шли страны Восточной Азии, добившиеся в минувшие десятилетия впечатляющих экономических успехов.

В странах Латинской Америки демократические институты появились раньше, чем утвердился либерализм. В этих государствах возник такой массовый феномен, как "нелиберальная демократия" п. В 90-е годы к числу "нелиберальных демократий" добавились многие бывшие советские республики, в том числе и Украина.

Суть феномена "нелиберальной демократии" состоит в том, что при введении конкурентных выборов высших должностных лиц в странах не обеспечиваются законность, защита прав личности и экономических агентов (таких, как права собственности и исполнения контрактов). Следовательно, страны, где эти права защищены, называют "либеральными". Такая защита может быть обеспечена только сильными институтами.

Исследователи влияния демократии на экономический рост отмечают: вряд ли можно считать простым совпадением тот факт, что практически все страны успешного догоняющего развития либо откладывали демократизацию до достижения достаточно высокого уровня благосостояния, либо практиковали "полуторапартийную демократию" (большая правящая партия и несколько мелких оппозиционных партий, не имеющих реальных шансов прийти к власти). Таким образом, считают ученые, быстрое введение демократии в странах со слабым правопорядком может быть сопряжено с множеством отрицательных экономических и социальных последствий.

Стало быть, исследования показывают, что демократизация более эффективна, если осуществляется одновременно с укреплением правопорядка. Ответ на вопрос о том, какими должны быть скорость и последовательность демократических реформ, чтобы не замедлить экономический рост, должен стать одним из важных направлений научных поисков.

Но уже сейчас можно со всей уверенностью сказать, что социально-экономические изменения, произошедшие в Украине в ходе реформ, можно подвести под определение "нелиберальная демократия". В национальной хозяйственной системе "не работают" механизмы эффективной конкуренции, рыночной концентрации и накопления капитала у наиболее производительных фирм; отсутствуют стимулы к эффективному использованию производственного потенциала; нет "прозрачных" и всеми соблюдаемых правил экономического поведения; и т.п.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Экономическая теория бюрократии. Теория общественного выбора
В основе экономической теории бюрократии лежит модель, предполагающая, что государственные органы ведут себя как максимизаторы собственного бюджета. Больший бюджет позволит бюрократии удовлетворить свои потребности в области заработной пл ...

Проблема формирования национальной идеи в Беларуси
В связи с актуальностью проблемы формирования наций активно обсуждается вопрос о выборе "национальной идеи". И хотя нет единого взгляда на понимание сути национальной идеи, все так или иначе исходят из того, что это такой взгляд ...

Политический процесс. Сущность и структура.
Процесс политический – совокупность различных форм взаимодействия по реализации интересов субъектами политической жизни, в которых они выполняют определенные политические функции и роли. Политическая система, как уже отмечалось, выражае ...