PoliticalMind

Политическая аналитика

Эволюция либеральной идеи
Страница 3

Либеральная идея "экономического" толка, содержащая в своей основе "право собственности", означает, что за собственностью остается право диктовать обществу законы своего сохранения и роста, даже если они вступают в противоречие с основополагающими принципами свободы, морали и демократии. Отражая это "право собственности", видный теоретик неолиберализма Ф. фон Хайек в одном из интервью сказал по поводу Пиночета: "Диктатор может править либерально. Возможно и то, чтобы демократия правила полностью нелиберально. Я лично предпочитаю либерального диктатора нелиберальному демократическому правлению".

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что современный "либеральный мейнстрим" своим происхождением обязан одному из двух видов либерализма, именуемому "экономический либерализм". Для него морально-нравственные императивы, а также институты гражданского общества служат лишь средством сохранения идеалов либерализма, а следовательно, сложившейся неолиберальной модели капитализма.

Для другого вида либерализма, который основывается на нравственных нормах, выработанных исторической практикой, критическое отношение к статус-кво капитализма становится, выражаясь базовым понятием И. Канта,

"категорическим императивом". Нравственная и социальная ответственность политиков и интеллектуалов должна исходить из постановки вопроса об альтернативных моделях капитализма. Именно политики и интеллектуалы должны выступить выразителями недовольства различных социальных групп населения существующим положением вещей. Это и будет элементом формирования гражданского общества, под которым следует понимать не столько существование определенных общественных организаций, сколько определенные виды практических действий, в которые втягиваются самые разные институты и структуры. Иначе говоря, это такие виды общественной практики, когда население превращается из обывателей в граждан. В отличие от обывателя, гражданин ориентирован на публичную жизнь, на "общественное благо". В то же время он, как и обыватель, ориентирован на "частное благо". И в этом заключается одно из фундаментальных противоречий гражданского общества. Разрешение такого противоречия путем поиска новой модели капитализма и есть самообновление общества, согласующееся с демократическим развитием.

Таким образом, в социально-экономической практике два вида либерализма приобрели разновидности современного либерализма и консерватизма (неолиберализма), отличительные особенности которых применительно к экономике США и стран Запада были продемонстрированы Нобелевским лауреатом П. Кругманом, а применительно к Украине - В.М. Гейцем.

Как уже было показано, когда принципы неолиберализма вступают в противоречие со свободой и демократическими нормами, последние приносятся в жертву фундаментальным основам либерализма. Остановимся на этой проблеме более подробно.

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуем к прочтению:

Государственный герб
При создании государственного герба РСФСР, а затем и СССР было рассмотрено множество вариантов. Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г., утвердила первый герб РСФСР. Вместе с тем поиск продолжался и 20 июля 1920 г. ВЦИК одобрил оконч ...

Индийская политическая преемственность в историческом аспекте
Одним из наиболее ценных источников изучения древнеиндийской политической традиции, несомненно, является «Артхашастра», или «Наука политики», дату создания которой относят к концу IV – началу III века до н.э. Это произведение представляет ...

Идеи элитаризма в современном мире
Современный мир прошедший через идеи фашизма и коммунизма уже сформировал необходимую для управления элиту, как на международном так и на государственном уровнях, тем самым подтверждая идею Михельса о невозможности демократии без правящег ...