PoliticalMind

Политическая аналитика

Гражданское общество в структуре механизма функционирования и развития политической системы
Страница 2
Политические материалы » Социально-политическая элита гражданского общества » Гражданское общество в структуре механизма функционирования и развития политической системы

Такое понимание гражданского общества, по нашему мнению, выводит за рамки дискуссий всякие рассуждения о нем как некой абстракции, не связанной конкретно исторически с той или иной политической системой в ее развитии и преемственности. Рассматривая гражданское общество в контексте развития конкретной социально-политической системы, мы с необходимостью можем выделять основные «болевые точки» его состояния и перспективы развития, впрочем, как и состояние самой политической системы Как известно политическая система ставит перед собой две основные функции: распределить ресурсы в обществе и достичь согласия своих граждан в правомерности этого распределения. Это обеспечивает стабильность функционирования политической системы, создает условия для ее возможного развития. ua.musictext.net

Она обеспечивается возможностями системы в границах этого соответствия:

а) получать от общества безболезненно для системы необходимые ресурсы (человеческие, материальные);

б) успешно в границах стабильности осуществлять функцию регулирования в обществе;

в) так же успешно осуществлять функцию распределения (распределение материальных и нематериальных ценностей);

г) функцию реагирования - способность системы быстро реагировать на «требования» гражданского общества;

д) обеспечивать себе легитимную поддержку со стороны общества, символизирующей функцией – способностью системы различными технологиями мобилизационного и манипулятивного характера поддерживать свою легитимность.

Но все эти «возможности» системы во многом зависят от системы социальных механизмов «влияния» со стороны гражданского общества, его «качества». К индикаторам этого «качества» можно отнести выяснение и осмысление того:

а) как в обществе происходит процесс артикуляции интересов;

б) как в обществе происходит процесс агрегирования этих интересов, насколько само организованно и структурировано гражданское общество;

в) как, вследствие этого, в системе осуществляется процесс нормотворчества;

г) как реально эти нормы претворяются в жизнь;

д) какие формы формального и неформального регулирования и контроля со стороны общества действуют в системе, и какова их реальная эффективность;

е) как в целом во всей совокупности названных индикаторов осуществляется влияние гражданского общества на политическую власть.

Поставленная таким образом проблема гражданского общества как социального механизма функционирования и развития демократических политических систем высвечивает целый ряд «болевых точек» в формировании в нашей стране эффективного гражданского общества, способного влиять на политические институты в интересах развития в стране правового, социально-ориентированного демократического государства.

Назовем лишь некоторые из таких «болевых точек» или неотложных проблем, решение которых ускорило бы формирование в стране условий для становления дееспособного гражданского общества. К ним можно отнести:

1. формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей реальное развитие среднего класса в стране как социальной базы гражданского общества;

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Политический режим в современной России. Соотношение политической системы и политического режима в современной России
Политическая власть, осуществляемая в России, не использует методы традиционного авторитаризма, а имеющий место политический режим не может себя изолировать от некоторых черт современной либеральной демократической политики таких, как кри ...

Этапы развития идеологии
В своем развитии идеология проходит три этапа: 1) диалектический; 2) демагогический; 3) догматический. «Первый этап иногда называют философским, поскольку в процессе формирования идеологии философская составляющая играет важную роль. ...

Политические конфликты современного российского общества
1991 - 1993 г. - политические конфликты (государственное устройство страны, политическая программа ее развития, модель власти и т.д.), экономические и этнонациональные. 1993-1998 г. - на первый план вышли экономические приоритеты (приват ...