PoliticalMind

Политическая аналитика

Проблемы становления демократии в Азербайджане
Страница 1
Политические материалы » Геополитика и развитие демократии в Азербайджане » Проблемы становления демократии в Азербайджане

Будучи продуктом человеческого сознания, демократия, в ходе развития и совершенствования общества, обогащается новыми идеями, положениями и практикой. Каким бы сложным не был путь в демократию, мировая практика показала, что она отвечает интересам наций. Если взглянуть на историю Азербайджана, то можно увидеть яркие примеры демократического Ренессанса, и долгий период сосуществования в рамках единого тоталитарного пространства[3].

Демократия – "форма государства, при которой большинство народа ясно заявляет о своем согласии передать власть управления определенным представителям народа, но оговаривая за собой право контроля. Изменение значения понятия демократии приводит к тому, что его относят уже не только к форме государства, но оно включает социальные и политические силы, а также стремление к их демократизации, из чего при соответствующих условиях возникает практика демократии"[4].

Совершенно очевидно, что современная демократия - не просто термин, ставший модным в эпоху глобальных трансформаций. Это выходящий за пределы политологического понятия образ формирования Нового мирового порядка. Если быть еще более точным, демократия в XXI веке это стратегия формирования гомогенной миросистемы. Но насколько эта миросистема соответствует целям и устремлениям всех субъектов международных отношений, вопрос совершенно иной.

Основа будущих перемен в Азербайджане была заложена в 1993-1996-е годы. В статье 7 Конституции Азербайджанской Республики записано: "Азербайджанское государство – демократическая, правовая, светская, унитарная республика". А в статье 12 провозглашено: "Обеспечение прав и свобод человека и гражданина – высшая цель государства".

Новая власть, взяв курс на интеграцию в евро-атлантическое пространство, начала строить совершенно иную общественно-политическую и экономическую структуру, приоритетом стал вывод страны из изоляции и построение гражданского общества. С 1996 года, после преодоления угроз государственных переворотов, ситуация в стране начала кардинально меняться. Сегодня в Азербайджане преодолен политический и экономический кризис, имевший место в начале 90-х гг. ХХ в., установлена относительная общественно-политическая стабильность, закладывается базис гражданского общества. Либерализация экономики создали благоприятные возможности для интеграции страны в глобальную экономическую систему.

По оценкам 2004 года, Азербайджан имеет хороший уровень по степени экономической свободы: налоговая политика (89%), инфляция (70%), торговая политика (93%), кредитный рейтинг (96%), экономическое регулирование (43%). По социальным расходам ситуация ниже: расходы на образование (51%), расходы на здравоохранение (26%), иммунизация (96%). Блок правового регулирования имеет наименьшие оценки: политические права (37%), гражданские свободы (41%), контроль над коррупцией (19%), эффективность правительства (24%), законодательный режим (49%), избирательные права (32%) (рис.1.)[5].

Рис.1. Оценки уровня свободы Азербайджана, %

Таким образом, в Азербайджане все еще нет системы справедливого госуправления. В Азербайджане серьезной проблемой остается контроль над коррупцией, и самый плохой показатель Азербайджан имеет по данному вопросу.

Практически любое современное государство может при определенных условиях обрести демократическую форму правления. Вопрос заключается скорее в том, чтобы сохранить демократию, сделать демократическую форму правления устойчивой. А для реализации этой цели важно иметь соответствующую экономическую базу.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Государство в политической системе, его сущность, функции, свойства и признаки.
Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции. Термин государствотрактуется в двух значениях. В широком смысле государство отождествляетс ...

Предмет и метод политической антропологии
Предмет политической антропологии Политическая антропология – совершенно особая дисциплина, пограничная с политическими науками. Она сформировалась в 50-60-е годы XX в., в период, когда некоторые антропологи стали осознавать актуальность ...

Соотношение понятий «власть», «руководство», «управление»
Власть характеризуется порядком, способом организации её институтов и способами, приёмами её осуществления, механизмом власти. Об этом будет особый разговор в других темах. Сейчас же обратим внимание на некоторые аспекты механизма власти ...