PoliticalMind

Политическая аналитика

Законодательство Украины про референдум.
Страница 1

Порядок подготовки и проведения всеукраинского и местных референдумов регулируется Конституцией Украины и законом «О всеукраинском и местных референдумах в Украине».

Закон «О всеукраинском и местных референдумах в Украине» был принят 3 июля 1991года. Он состоит из шести разделов и 47 статей в которых в полном объеме изложено толкование процесса референдума, его предназначение.

В третей статье закона четко сформулирован предмет всеукраинского референдума. Это, во-первых, утверждение конституции Украины, ее положений, изменений и дополнений. Во-вторых, принятие, отмена, изменение законов, отдельных положений и в третьих принятие решений, которые объясняют содержание Конституции Украины, законов других актов. Это говорит о том, что на всеукраинский референдум могут выноситься только общегосударственные вопросы. Так же существуют и вопросы, которые ни при каких условиях нельзя выносить на референдум. Это вопросы касающиеся налогов, бюджета и амнистии.

Граждане Украины имеют право участвовать в референдуме с 18 лет.

Назначать всеукраинский референдум имеет право Верховная Рада Украины, а местные референдумы – местными Радами народных депутатов (не менее чем половина состава депутатов) по инициативе граждан, которые создают инициативные группы.

В основном выделяют четыре стадии референдного процесса:

1. Назначение референдума.

2. Подготовка и проведение референдума.

3. Голосование и обозначение результата голосования.

4. Опубликование и введение в действие законов и других решений, принятых на референдуме.

Для проведения всеукраинского референдума нужно собрать не менее 3млн. подписей в не менее чем в двух третьих областях Украины, не менее чем по 100 тис. подписей в каждой. Собирают эти подписи инициативные группы, которые формируются на первой стадии процесса согласно статьям закона о референдуме. После подсчета подписей группы передают протоколы Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму, которая подает предложение на рассмотрение Верховной Раде, а та в свою очередь принимает решение про назначение или отклонение референдума либо принимает решение в пользу вопроса, вынесенного на референдум без проведения последнего.

Предмет всеукраинского референдума и его особенности. 16 апреля 2000 года Украина пережила третий в своей истории референдум. Главная его особенность, что проводился он по народной инициативе (раньше инициирующую проводили Москва и Верховная Рада УССР).

В Конституции сказано, что приняты к ее утверждению законодательные акты хранят действие в части, которое не противоречит Основному закону. Так вот, законом о референдум предусматривается, что принятые на референдуме решения нуждаются в немедленном внедрении и не нуждаются в утверждении каким-либо государственным органом. Но дело в том, что Конституционный Суд этот вопрос растолковал иным образом. В 13 разделе Конституции выписанная процедура внесения изменений в Основной закон. Лишь парламент наделен этим правом. Конституционный Суд настоял на внедрении результатов референдума по этой процедуре. Президент согласился с решением Конституционного Суда. Парламент должен выполнить волю народа и внести соответствующие изменения в Конституцию.

Подавляющее большинство избирателей Украины поддержало все четыре вынесенных на референдум вопроса. На первый вопрос референдуму (о праве Президента досрочно прекращать полномочия парламента в случае, если в течение месяца Верховная Рада не смогла сформировать парламентское большинство или в течение трех месяцев не утвердила проект бюджета Украины) утвердительно ответили 84,78 процента. «Против» высказались 13,79 процента, 1,31 процента бюллетеней признано недействительными. По второму вопросу — об онулировании депутатского иммунитета — «за» проголосовали 89,06 процента, «против» — 9,57 процента, недействительны — 1,24 процента бюллетеней. Трете вопрос — о сокращении количествах депутатов парламента с 450 до 300 — поддержали 89,97 процента граждан. Против — 8,68 процента, недействительные —1,22 процента бюллетеней. Четвертому вопросу — о необходимость формировании двухпалатного парламента — сказали «да» 81,8 процента граждан, «нет» - 16,67 процента. Недействительные — 1,39 процента бюллетеней.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Бремя морального выбора: скромность самооценки
Справиться с бременем морального выбора и, по существу, с освоением кредо депутатства, его социальной миссии позволяет, во-первых, систематическое преодоление депутатами неадекватно преувеличенных самооценок и представлений о собственной ...

Понтификальная комиссия по делам Государства Града Ватикан
Его Высокопреосвященство Кардинал Джованни Лайоло , Председатель Родился в Новаре 3 января 1935 года, рукоположен 29 апреля 1960 года; избран титулярным Епископом Кессарийским (пров. Нумидия) с персональным титулом Архиепископа 3 октября ...

Политическое участие
Политическая культура индивида находит выражение в степени его вовлеченности в политическую жизнь. Политическая активность у разных людей варьируется. М. Вебер в своей лекции «Политика как призвание и профессия» выделил три возможных уров ...