Законодательство Украины про референдум.Страница 1
Политические материалы » Институт референдумов - законодательная база и технологическое обеспечение » Законодательство Украины про референдум.
Порядок подготовки и проведения всеукраинского и местных референдумов регулируется Конституцией Украины и законом «О всеукраинском и местных референдумах в Украине».
Закон «О всеукраинском и местных референдумах в Украине» был принят 3 июля 1991года. Он состоит из шести разделов и 47 статей в которых в полном объеме изложено толкование процесса референдума, его предназначение.
В третей статье закона четко сформулирован предмет всеукраинского референдума. Это, во-первых, утверждение конституции Украины, ее положений, изменений и дополнений. Во-вторых, принятие, отмена, изменение законов, отдельных положений и в третьих принятие решений, которые объясняют содержание Конституции Украины, законов других актов. Это говорит о том, что на всеукраинский референдум могут выноситься только общегосударственные вопросы. Так же существуют и вопросы, которые ни при каких условиях нельзя выносить на референдум. Это вопросы касающиеся налогов, бюджета и амнистии.
Граждане Украины имеют право участвовать в референдуме с 18 лет.
Назначать всеукраинский референдум имеет право Верховная Рада Украины, а местные референдумы – местными Радами народных депутатов (не менее чем половина состава депутатов) по инициативе граждан, которые создают инициативные группы.
В основном выделяют четыре стадии референдного процесса:
1. Назначение референдума.
2. Подготовка и проведение референдума.
3. Голосование и обозначение результата голосования.
4. Опубликование и введение в действие законов и других решений, принятых на референдуме.
Для проведения всеукраинского референдума нужно собрать не менее 3млн. подписей в не менее чем в двух третьих областях Украины, не менее чем по 100 тис. подписей в каждой. Собирают эти подписи инициативные группы, которые формируются на первой стадии процесса согласно статьям закона о референдуме. После подсчета подписей группы передают протоколы Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму, которая подает предложение на рассмотрение Верховной Раде, а та в свою очередь принимает решение про назначение или отклонение референдума либо принимает решение в пользу вопроса, вынесенного на референдум без проведения последнего.
Предмет всеукраинского референдума и его особенности. 16 апреля 2000 года Украина пережила третий в своей истории референдум. Главная его особенность, что проводился он по народной инициативе (раньше инициирующую проводили Москва и Верховная Рада УССР).
В Конституции сказано, что приняты к ее утверждению законодательные акты хранят действие в части, которое не противоречит Основному закону. Так вот, законом о референдум предусматривается, что принятые на референдуме решения нуждаются в немедленном внедрении и не нуждаются в утверждении каким-либо государственным органом. Но дело в том, что Конституционный Суд этот вопрос растолковал иным образом. В 13 разделе Конституции выписанная процедура внесения изменений в Основной закон. Лишь парламент наделен этим правом. Конституционный Суд настоял на внедрении результатов референдума по этой процедуре. Президент согласился с решением Конституционного Суда. Парламент должен выполнить волю народа и внести соответствующие изменения в Конституцию.
Подавляющее большинство избирателей Украины поддержало все четыре вынесенных на референдум вопроса. На первый вопрос референдуму (о праве Президента досрочно прекращать полномочия парламента в случае, если в течение месяца Верховная Рада не смогла сформировать парламентское большинство или в течение трех месяцев не утвердила проект бюджета Украины) утвердительно ответили 84,78 процента. «Против» высказались 13,79 процента, 1,31 процента бюллетеней признано недействительными. По второму вопросу — об онулировании депутатского иммунитета — «за» проголосовали 89,06 процента, «против» — 9,57 процента, недействительны — 1,24 процента бюллетеней. Трете вопрос — о сокращении количествах депутатов парламента с 450 до 300 — поддержали 89,97 процента граждан. Против — 8,68 процента, недействительные —1,22 процента бюллетеней. Четвертому вопросу — о необходимость формировании двухпалатного парламента — сказали «да» 81,8 процента граждан, «нет» - 16,67 процента. Недействительные — 1,39 процента бюллетеней.
Рекомендуем к прочтению:
Политические идеалы И.А. Ильина
Одним из продолжателей неоконсервативной политической традиции в 30–40‑е гг. XX века был крупнейший политический мыслитель Иван Александрович Ильин (1882–1954), проживавший с 1922 г. за рубежом. Он, в частности, большое внимание уде ...
Политическое развитие Италии в 1980-2000
В 1980-е годы выяснилась тесная связь правых экстремистов с секретными службами Италии. Еще в 1981 было раскрыто существование тайной организации "П-2", которую возглавлял Лучо Джелли; среди ее членов были высокопоставленные пол ...
Типы легитимности власти
Понятие "легитимность власти" впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же кор ...