PoliticalMind

Политическая аналитика

Политика в области культуры и религии
Страница 2

Методы марксизма — не методы искусства. Область ис­кусства не такая, где партия призвана командовать. Она может и должна оказывать условный кредит своего доверия разным художественным группировкам, искренне стремящимся ближе подойти к революции, чтобы помочь ее художественному офор­млению», — писал Троцкий. В 20-е годы советская власть еще не определила четкого отношения к «лефовцам» (»Левый фронт»), авангардистам, футуристам, пролеткультовцам (кото­рые отбрасывали «буржуазное» искусство и проповедовали са­мостоятельную пролетарскую культуру, отвергавшую как связь с прошлым, так и партийную опеку) и попутчикам (не причис­ляющим себя ни к какому направлению). В этом смысле нэп был периодом исключительного расцвета всех областей духов­ной жизни. www.transponet.ru

Резко контрастируя с блестящей интеллектуальной жизнью интеллигенции, культурный уровень масс поднимался крайне медленно. В марте 1922 г. Ленин писал: «У нас была полоса, когда декреты служили формой пропаганды. Это было время, это была полоса . Но эта полоса прошла, а мы этого не хотим понять». Как и в других статьях последних лет (1922 - 1923 гг.), Ленин отмежевывался от той концепции «просвещения масс», которая превалировала во время гражданской войны. Тогда «просвещение» чаще всего сводилось к поверхностной идеоло­гической обработке и к поспешному и неглубокому схватыва­нию начатков культуры, в основном в армии. Ленин считал не­обходимым взять от культурного наследия России все самое «прогрессивное» и заняться обучением масс на более широкой } основе. Только поднятие общего культурного уровня могло по-* кончить с отсталостью страны и довести до сознания людей политические задачи. В то же время Ленин отвергал любую идею самостоятельного и независимого развития народной культуры. Как это повелось с 1917 г., обучением масс должны были руководить власти, определяя, какую следует выбрать учебную программу или книгу для чтения.

С введением нэпа выбор книг стал разнообразнее, ослаб политический контроль. Госиздат уже не обладал монополией на книгоиздательское дело. Вновь возникли частные издатель­ства, выпускающие произведения русских, советских и зару­бежных авторов. Двадцатые годы были уникальным временем в истории Советского государства.

23 января 1918 г. советская власть обнародовала закон об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковь уже не была «юридическим лицом», не имела права на собственность, права получать субсидии и вести обу­чение в государственных и частных школах. Она могла бесплат­но пользоваться культовыми сооружениями и предметами, а также свободно отправлять религиозные обряды, если они не нарушали общественного порядка. Каждый гражданин был сво­боден в выборе религии, которую он мог исповедовать или не исповедовать. Иерархи церкви сочли этот закон (имеющий оп­ределенные аналогии с французским законом 1905 г.) неприем­лемым. Патриарх Тихон предал коммунистов анафеме. Свя­щеннослужители были объявлены «классовыми врагами» и ста­ли жертвами репрессий, поскольку во время гражданской войны они часто оказывали поддержку контрреволюционерам. По окончании гражданской войны власти предприняли но­вые меры против церкви. В феврале 1922 г. государство конфи­сковало у церкви драгоценности на борьбу с голодом. Сопро­тивление священников и верующих вызвало волнения, за кото­рыми последовали процессы и казни. В июле 1922 г. группа священников, готовых сотрудничать с советской властью, оформилась в течение «живой церкви». Ее представители про­вели в 1923 г. Собор, который отменил патриаршество и реко­мендовал церкви приблизиться к нуждам народа. Этот раскол вынудил каждого священника сделать для себя выбор. 28 июня 1923 г. патриарх Тихон признал законность советской власти. Тем не менее большевики были непоколебимы по отношению к церкви и развернули антирелигиозную кампанию. В 1925 г. в нее включился «Союз безбожников», основанный Е.Ярославcким. Государство всячески поддерживало издание разнообраз­ной атеистической литературы (издательство «Атеист», иллюст­рированная газета «Безбожник», тираж которой к концу 20-х годов достиг 500 тыс. экземпляров, псевдонаучный журнал «Антирелигиозник»). Антирелигиозная пропаганда велась раз­ными путями, высмеивая веру и обычаи (коммунистическая пасха, парады и карнавалы во время религиозных праздников) и стремясь показать превосходство науки и разума. После смер­ти патриарха Тихона в апреле 1925 г. выборы нового патриарха не состоялись. Его обязанности взял на себя митрополит Петр, высланный в 1926 г. в Сибирь, а затем митрополит Сергий, призвавший в июне 1927 г. к «подчинению законной власти России». Против этого выступила группа священников, объеди­нившаяся вокруг митрополита Иосифа (многие из них были от­правлены на Соловки). В то время как церковь разделилась в отношении к власти, последняя усилила контроль местных вла­стей за еще существующими приходами, издав 8 апреля 1929 г. соответствующий декрет. Введение в августе 1929 г. продолжи­тельной рабочей недели (5 рабочих дней, один день выходной), по сути, упраздняло воскресенья и религиозные праздники. На­чался новый виток репрессий, связанных с крестьянскими вол­нениями, сопровождавшими коллективизацию деревни начиная с 1928-1929 гг.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

КПРФ: от запрета до активизации политической деятельности.
Либерализация политического климата в конце 80-х гг. ускорила и перевела на новый уровень процессы развития и объединения десятков тысяч неформальных групп. Хотя далеко не все из них включились в политическую деятельность, число групп, сч ...

Концепции власти
Наиболее распространенными концепциями власти являются субъективистски-психологические или бихевиористские концепции. Согласно этим концепциям, любому нормальному человеку свойственна потребность власти, которая складывается из следующих ...

Типология политических систем
Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию. В зависимости от политического режима различают тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. По характеру взаимодействия с внешней средой ...