PoliticalMind

Политическая аналитика

Политика в области культуры и религии
Страница 1

Обычно нэп считается периодом культурной, идеологиче­ской, социальной и экономической разрядки между двумя очень напряженными эпохами. В целом эта оценка верна, хотя и с некоторыми оговорками, для большей части страны, где происходили незначительные и постепенные изменения. Для неславянского населения, и в частности для мусульман, осо­бенно с 1925 г. нэп был периодом «худжума» (»наступления по всем фронтам») в рамках общей стратегии разрыва с прошлым. Новая власть стремилась к единообразию и хотела выровнять различные ступени развития регионов внутри СССР. www.safepsychology.ru

Начало в 1921 г. постепенных и умеренных изменений спо­собствовало развертыванию противоречивой культурной поли­тики, сочетавшей репрессии по отношению к «уклонистским» идеологиям с относительным нейтралитетом применительно к художественному творчеству и литературе (конечно, не анти­марксистских по содержанию) и по-прежнему принудительным просвещением масс, менее догматичным, но быстро ставшим и менее «эффективным».

6 июня 1922 г. декрет определил компетенции Главлита (цензуры), обязанного осуществлять предупредительный и ре­прессивный контроль за враждебными выпадами против марк­сизма и культурной революции, за пропагандой национального и религиозного фанатизма, распространением ложных сведений и порнографии. На следующий год к Главлиту прибавился Главрепертком для контроля за репертуаром театров. В конце августа 1922 г. 160 деятелей культуры, названные «особо актив­ными контрреволюционными элементами», по приказу ГПУ были высланы из СССР или отправлены в Сибирь. В первые годы нэпа особенным репрессиям подверглись священнослужители. 23 января 1918 г. советская власть обнародовала закон об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковь уже не была «юридическим лицом», не имела права на собственность, права получать субсидии и вести обу­чение в государственных и частных школах. Она могла бесплат­но пользоваться культовыми сооружениями и предметами, а также свободно отправлять религиозные обряды, если они не нарушали общественного порядка. Каждый гражданин был сво­боден в выборе религии, которую он мог исповедовать или не исповедовать. Иерархи церкви сочли этот закон (имеющий оп­ределенные аналогии с французским законом 1905 г.) неприем­лемым. Патриарх Тихон предал коммунистов анафеме. Свя­щеннослужители были объявлены «классовыми врагами» и ста­ли жертвами репрессий, поскольку во время гражданской войны они часто оказывали поддержку контрреволюционерам. По окончании гражданской войны власти предприняли но­вые меры против церкви. В феврале 1922 г. государство конфи­сковало у церкви драгоценности на борьбу с голодом. Сопро­тивление священников и верующих вызвало волнения, за кото­рыми последовали процессы и казни. В июле 1922 г. группа священников, готовых сотрудничать с советской властью, оформилась в течение «живой церкви». Ее представители про­вели в 1923 г. Собор, который отменил патриаршество и реко­мендовал церкви приблизиться к нуждам народа. Этот раскол вынудил каждого священника сделать для себя выбор. 28 июня 1923 г. патриарх Тихон признал законность советской власти. Тем не менее большевики были непоколебимы по отношению к церкви и развернули антирелигиозную кампанию. В 1925 г. в нее включился «Союз безбожников», основанный Е.Ярославским. Государство всячески поддерживало издание разнообраз­ной атеистической литературы (издательство «Атеист», иллюст­рированная газета «Безбожник», тираж которой к концу 20-х годов достиг 500 тыс. экземпляров, псевдонаучный журнал «Антирелигиозник»). Антирелигиозная пропаганда велась раз­ными путями, высмеивая веру и обычаи (коммунистическая пасха, парады и карнавалы во время религиозных праздников) и стремясь показать превосходство науки и разума. После смер­ти патриарха Тихона в апреле 1925 г. выборы нового патриарха не состоялись. Его обязанности взял на себя митрополит Петр, Ц высланный в 1926 г. в Сибирь, а затем митрополит Сергий, ™ призвавший в июне 1927 г. к «подчинению законной власти России». Против этого выступила группа священников, объеди­нившаяся вокруг митрополита Иосифа (многие из них были от­правлены на Соловки). В то время как церковь разделилась в Я отношении к власти, последняя усилила контроль местных властей за еще существующими приходами, издав 8 апреля 1929 г. соответствующий декрет. Введение в августе 1929 г. продолжи­тельной рабочей недели (5 рабочих дней, один день выходной), по сути, упраздняло воскресенья и религиозные праздники. На­чался новый виток репрессий, связанных с крестьянскими вол­нениями, сопровождавшими коллективизацию деревни начиная с 1928-1929 гг.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Функции политики и ее виды
Итак, назначение (функции) политики заключается в следующем: 1) политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп; 2) политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отноше ...

Политические институты регионального взаимодействия: пределы трансформации
Обсуждение проблемы региональных отношений в России из сферы научных дискуссий переходит, наконец, в плоскость конкретных политических решений. По истечении более чем десятилетнего срока реформ признано целесообразным разработать государс ...

Понятие социальной политики
Политология изучает не только политическую систему общества, ее важнейшие институты, политический режим, политическую культуру, положение и роль субъектов политических отношений, но и политику, понимаемую как деятельность политико-управле ...