PoliticalMind

Политическая аналитика

Православие как национальная идея и его проблемы
Страница 1
Политические материалы » Православие как национальная идея » Православие как национальная идея и его проблемы

Национальная идея – это Идея народа, или, иначе говоря, идея национальности или этноса.

На современном этапе развития общества понятие национальной идеи можно определить следующим образом:

- это принцип устройства жизни народа;

- это такой принцип устройства жизни, который соответствует уму, разуму и душе народа; www.woldculture.ru

- это принцип устройства жизни, который надо осуществить в будущем;

- это принцип устройства жизни, который недостаточно продуктивно осуществляется в настоящем;

- это конструктивно выраженная мечта о будущем;

- это мечта живущих поколений о будущем, которая едина с мечтами о будущем предыдущих поколений;

- это целостный принцип устройства жизни народа, выражающий ум, разум и душу всех поколений народа – предыдущих, живущих, будущих.

Другими словами национальная идея – это форма познания жизни народа, не только отражающая устройство жизни народа, но и направленная на преобразование устройства жизни. Она отражает мечты о будущем предыдущих и живущих поколений, а также доступные живущим поколениям возможности преобразований.

В качестве формы познания, направленной на преобразование жизни народа, национальная идея содержит основной принцип будущего устройства жизни народа.

Образно говоря, национальная идея направлена на преобразование "дня сегодняшнего в день завтрашний, о котором мечтали всегда".

При рассмотрении православия, как национальной идеи современного белорусского народа мне бросаются в глаза его "непрактичность", его "неотмирный" характер, устремленность к высшему и вечному. В истории православия это иногда сопровождалось тотальным мироотрицанием и пренебрежением мирскими проблемами, в частности хозяйственно-экономическими. Но известно, что именно сосредоточенность протестантизма и отчасти католицизма на хозяйственно-экономических вопросах часто вела к обмирщению, к потере духовных высот.

"Непрактичность" во многом была связана и с тем, что православие не утверждает (подобно протестантским исповеданиям), что именно в профессиональной деятельности и только в ней человек и может проявить свою веру, "доказать" успехами в труде свою спасенность. Для православного религиозного сознания невозможно принять тот "рационалистический" дух, который религиозно санкционирует буржуазную предприимчивость, поощряет стремление к обогащению, дает возможность с гордостью глядеть на свой процветающий бизнес, на "честно нажитые деньги" как на доказательство "избранности" и "спасенности".

С другой стороны, генетически православная национальная идея зиждется на исконном ментальном фундаменте белорусского этноса, она есть теоретическое выражение хранимого веками национального менталитета. В то время как католический сепаратизм есть попытка разрушить этот менталитет, заменить живую сущность искусственной конструкцией по чужим образцам. Если бы подобная попытка удалась, то это означало бы духовное убийство народа, после чего неизбежно последовало бы и его физическое исчезновение как православного восточнославянского этноса.

Остались бы некие денационализированные люди с "белорусскими этническим корнями", вроде польской шляхты "genus rusus". Это уже будут не белорусы, а историческое воспоминание о них. Поэтому две существующие белорусские национальные идеи это вовсе не две альтернативные равноправные ориентации для дальнейшего бытия нации. Это историческая магистраль и исторический тупик. И каждый волен выбирать - куда идти. И поскольку течение времени не остановить - выбирать все равно придется. И даже если просто пассивно и бездумно пуститься по течению, все равно исторический поток прибьет или сюда, или туда. И большинство пассивных по законам всякого потока все же будет вынесено в то основное русло, куда будет активно выгребать сознательное большинство.

Вообще своим становлением и вселенским триумфом христианство, я считаю обязано своеобразной творческой новизне: "Закон дан через Моисея, благодать же и истина перешли от Христа". Это исчерпывающая мысль: Закон, как фактически внешнее и потому отчужденное, стал истиной и благодатью как действительно неформализованный, внутренний императив, до конца выраженный и трагически воплощенный Христом. Слово буквально обрело плоть и кровь, стало Делом.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Характеристика теории империализма западноевропейским мыслителем Дж. Гобсоном (на примере книги «Империализм»)
Дж. Гобсон рассматривает империализм, как определенным образом обусловленную политику территориальной экспансии. Стремление какого-либо государства к расширению территории может вызываться необходимостью переселения части народа на свобо ...

Участие женщин в работе правительства разных стран.
В целом слабое представительство женщин в национальных законодательных органах поразительно. «Платформа действий", принятая на Четвертой всемирной конференции по проблемам женщин, выделяет тему представительства женщин в принимающих ...

Проблема справедливости в идеальном государстве Платона
В диалоге «Государство» идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому, как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу душ ...