PoliticalMind

Политическая аналитика

Власть
Страница 2

Возможности насилия ограничены. Даже когда оно “срабатывает”, насилие порождает сопротивление. Жертвы и уцелевшие ждут первого удобного случая, чтобы нанести ответный удар. Главная слабость грубой силы кроется в её абсолютной негибкости. Насилие может быть использовано только для наказания. Власть, построенная только на угрозе насилия – низкокачественная власть. Богатство – более удобный инструмент. Сила толстого бумажника значительно многостороннее. Вместо просто запугивания или наказания можно предложить детально градуированные награды – выплаты и вознаграждения деньгами или их эквивалентом. При этом срабатывает и угроза лишения этих выплат. Богатство может использоваться как в позитивном, так и в негативном плане, оно значительно гибче силы. Оно даёт власть среднего качества. Но и оно не всесильно.

Самую высококачественную власть даёт применение знаний, использование информации. Это не просто возможность дать затрещину или запугать нищетой, не просто возможность сделать по-своему, принудить других делать то, что хочется вам, даже если они предпочитают иное. Высококачественная власть достигает цели с минимальным использованием источников власти. Знания можно применить для того, чтобы заставить другую сторону «полюбить» вашу (выгодную вам) схему организации жизни. Можно даже убедить человека в том, что он сам придумал эту схему для его собственной пользы. Сила ограничена во всём, что касается практического применения. Существует предел приложения сил, если мы не хотим разрушить то, что должны заставить капитулировать или защитить. Это же верно и для богатства. Не всё можно купить за деньги, и в определённый момент даже самый толстый кошелёк истощается.

Знание – самое многостороннее из трёх источников власти. Оно может быть применено для наказания, вознаграждения, убеждения и даже изменения. Оно может превратить врага в союзника. Знание также служит для приумножения богатства и силы, и что существенно, в отличие от пуль и бюджетов, знание не может быть израсходовано. Напротив, оно накапливается и в любом случае увеличивает эффективность реализации властных функций, минимизируя использование насилия и расход богатства. Конечно, максимальная власть доступна тем, кто в должном месте способен применить все три инструмента, грамотно сочетая их друг с другом, чередуя угрозу наказания и обещание награды с убеждением и быстрым пониманием. Квалифицированные игроки во власть знают, как использовать и соотносить ресурсы власти.

Относительная значимость источников власти меняется исторически. На ранних этапах развития цивилизации решающую роль играло прямое насилие (не угроза его, а реализация). Тот кто сильнее просто съедал слабого. Затем, при наступлении «аграрной цивилизации» эта тенденция продолжалась. Древние греки, захватив другие города, грабили их и обращали пленных в рабов, после чего облагали оставшихся в живых горожан данью, формируя своё богатство. На этих же принципах строилась римская империя, хотя властные функции богатства становились всё заметнее. Карфаген должен был быть разрушен не столько потому, что представлял реальную военную угрозу (поход Ганнибала – исключительный случай), сколько потому, что имел самый большой торговый флот того времени и владел двумя третями мирового зерна.

«Индустриальная цивилизация» практически сравняла и сделала взаимозависимыми насилие и богатство, даже поменяла их порядок на «богатство и насилие», так как оказалось практически невозможным иметь могучую, хорошо вооружённую армию, не имея для этого средств. Численность армии имеет второстепенное значение. Одна из причин распада СССР, исчерпавшего свои экономические ресурсы в гонке вооружений, именно в такой коллизии. Сегодняшняя сверхиндустриальная (или постиндустриальная) цивилизация меняет преференции. Какая бы пропасть ни разделяла миллионера и нищего, значительно более глубокая пропасть лежит между вооружённым и безоружным, между образованным, хорошо информированным человеком и невеждой, уверенным, что он достаточно информирован.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Раздел РМОВ на правительственном портале
Правительство США поддерживает интернет-портал, на котором размещена различная информация, в том числе о деятельности РМОВ. В разделе, посвященном РМОВ, представлена информация о финансировании, лучших практиках, инструментах, обучающих п ...

Отличие российской политической элиты от политических элит других стран
Специфика распределения российского “политического капитала” (и ныне, и в номенклатурные времена) состоит в монополизации властных функций узким кругом лиц, в существовании формального или неформального “политбюро”. В “высший” состав вклю ...

Препятствия для экономической интеграции
Наиболее радикальным, с точки зрения интеграционного процесса, представляется переход к единой денежной единице и формирование единого эмиссионного центра. В мае 2000 г. появились сообщения о согласии партнеров использовать в качестве ед ...