PoliticalMind

Политическая аналитика

Последствия возможной федерализации Украины
Политические материалы » Сепаратизм в Украине » Последствия возможной федерализации Украины

Положительные:

Сепаратизм - явление, потенциально присутствующее в любом государственном образовании и активизирующееся в определенных условиях, под воздействием различных групп факторов, связанных с политической и социокультурной трансформацией общества, существенным ослаблением или усилением центральной власти. Сепаратизм имеет не только негативные, но и позитивные функции в политическом процессе и не всегда ведет к распаду государства. Целями сепаратизма выступают сецессия, ирредентизм или политическая автономия. Целями власти в конфликте с сепаратизмом является сохранение политического суверенитета и территориальной целостности, интеграция и консолидация отдельных регионов и страны в целом.

Сепаратизм имеет не только негативные, но и позитивные функции в политическом процессе и необязательно ведет к распаду государства. Стабилизация социально-политической обстановки в стране, продуманная государственная региональная политика способствуют нейтрализации проявлений сепаратизма, позволяют отодвинуть его на периферию политической жизни, хотя и не устранить полностью.

Позитивными функциями сепаратизма являются:

- Сигнально-информационная, фиксирует недовольство политикой центральной власти и сигнализирует о социокультурных, экономических и политических интересах населения региона.

- Политическая социализация населения: усиление внимания жителей к политике федеральных и региональных властей, увеличение политической активности масс

- формирование местной полит элиты

- корректировка региональной политики федеральных властей

- инициирование подготовки к принятию полит решений, адекватных потребностям региона

- ликвидация социально правовых основ межрегионального неравенства

Основными аргументами федеративного устройства на Украине являются следующие. Описанные выше различия между отдельными регионами Украины, например Крымом, Донбассом, с одной стороны, и Галичиной - с другой, являются настолько существенными, что сохранение унитарного устройства не позволяет учитывать эту специфику и ведет к игнорированию центральной властью специфических интересов территорий. Это касается вопросов языка, истории, культуры, религии и не в последнюю очередь экономики и экономических связей. Важным аргументом экономического характера в пользу федерализма является то, что в унитарном государстве осуществляется несправедливое по отношению ко многим регионам, особенно индустриально развитым, перераспределение национального дохода, бюджета. Кроме того, значительное расширение экономической самостоятельности регионов является предпосылкой перехода к рыночному хозяйству. Такая самостоятельность может быть достигнута лишь при условии перехода к федеративно-земельному государственному устройству Украины.

Отрицательные:

Негативные для Украины последствия федерализации связывают с тем, что:

а) она имеет пока очень слабую власть в Центре, многие ветви власти еще до конца не сформированы, например, отсутствует Конституционный суд. Федерализация в этом случае может приобрести собственную инерцию, что вообще может поставить под вопрос существование Украины как государства;

б) существующие элементы федерализации, связанные с Крымом, доказывают опасность развития по варианту "а";

в) фактор экономической регионализации, как в случае с планами объявления Закарпатской области свободной экономической зоной, может неконтролируемо перерасти в фактор федерализации и быстро стимулировать процесс распада государства;

г) федерализация могла бы поднять и вопрос о столице, на которую может претендовать Харьков;

д) очень важным фактором является то, что, имея общую протяженность границы 8215 км, Украина заключила договор о признании границ только со Словакией и Польшей; таких договоров нет с другими сопредельными государствами - Россией, Белоруссией, Молдавией, Венгрией, Болгарией. Вместе с тем на границах со всеми этими государствами проживают этнические группы, тяготеющие к своей титульной нации.

Как видно, федерализм несет для Украины больше проблем, поэтому она и обратилась к унитаризму.

Федеративное устройство могло поставить под угрозу сохранение территориальной целостности, территориального верховенства государства, резко стимулировать все региональные тенденции, в том числе и связанные с реанимацией давних противоречий между отдельными регионами, возникновением проблем перераспределения территорий, что совершенно очевидно привело бы к расколу Украины и потере ее государственности.

Рекомендуем к прочтению:

Учение Н. Макиавелли в истории политической мысли.
Родоначальником политической науки считается Н. Макиавелли, который в работе «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал предмет и метод политологии. Н.Макиавелли в течение четырнадцати лет работал се ...

Процесс рационализации политико-правовых воззрений
Процесс постепенной десакрализации и рационализации исходных мифических представлений об общественной жизни, политике, государстве и праве и возникновения зачатков теоретических воззрений в разных областях социально-политического знания у ...

Специфика политической власти
Политическая власть характеризуется отличительными признаками: v наличие целостной системы политических институтов, учреждений, объединений; v возможностью управлять людьми, распоряжаться собственностью, финансами; v наличием права при ...