PoliticalMind

Политическая аналитика

Основные парадигмы и школы политологии
Страница 2
Политические материалы » Политология как наука об политике » Основные парадигмы и школы политологии

Именно на этих принципах сформировался бихевиоризм (наука о поведении) — одно из ведущих направлений в американской социологии и политологии конца XIX — начала XX в. Классическая форма бихевиоризма достигла расцвета в 20-30-е гг. На этот период приходится пик влияния бихевиоризма на идеи и методы политологии. Значительный вклад в разработку методологических и теоретических основ поведенческого направления в политологию внесли ученые Чикагского университета Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл, сформировав чикагскую школу в политической науке США.

Большую популярность среди американских политологов бихевиоризм завоевал прежде всего благодаря четко выраженной установке на эмпирическое исследование поведения людей в сфере политики. Этим он выгодно отличается от доктрин, разработанных в рамках европейских социально-философских и государственно-правовых традиций и характеризующихся поверхностным описательством и узким юридическим формализмом.

В настоящее время идеи биополитики находят свое воплощение в феминистских теориях, прежде всего в политологии феминизма, исследующей особенности политического поведения женщин, влияние пола, возраста, темперамента на область политики.

В 50-60-е гг. XX в. появилось сходное с биологическим психологизаторское направление, получившее распространение в политологии. Суть его сводится к абсолютизации психологических качеств человека, к попыткам объяснить политическое явление, политическое поведение исключительно психологическими качествами индивидуума либо малой группы.

Данный подход получил свое воплощение, в частности, в концепции власти Б. Рассела. Раскрытие психологии власти, по мнению Рассела, включает в себя анализ таких индивидуальных явлений, как страх, отчаяние, коллективная истерия. Именно эти свойства личности чаще всего используются тем или иным лидером для утверждения себя в качестве диктатора. Поэтому важнейшими условиями сохранения демократии и недопущения диктаторского режима являются, по утверждению Рассела, устранение условий, порождающих социальное возбуждение, воспитание людей в духе, исключающем появление склонностей к подобным настроениям. Нетрудно видеть, что данный подход расширяет спектр аргументов сторонников бихевиористского направления изучением и анализом скрытых мотивов поведения.

Социальная парадигма

. Эта парадигма объединяет разнообразные теории, которые объясняют природу политики посредством социальных факторов, и прежде всего определяющей ролью той или иной сферы общественной жизни, того или иного общественного явления либо приобретенными (социокультурными) свойствами субъекта социального действия.

Этих позиций придерживается, например, марксистская концепция, согласно которой политика детерминирована движением экономических процессов и выступает как надстройка над экономическим базисом общества. Наряду с этим довольно распространено воззрение на политику, политическую жизнь как относительно автономную сферу жизни. Такой подход нашел свое воплощение в теории рациональности М. Вебера, концепции элит В. Парето и Г. Моска и ряде других школ и направлений.

В западной политологии довольно популярна концепция «господства права», в соответствии с которой право рассматривается в качестве порождающей причины политики. Сторонники данной концепции полагают, что именно право, а не политические деятели в состоянии обеспечить социально-политический компромисс в обществе, которым должны руководствоваться как государство, так и индивидуумы. С их точки зрения, процесс общественного развития представляет собой не что иное, как историю господства тех или иных сменяющих друг друга законов, следовательно, анализ политической жизни должен сводиться исключительно к исследованию правовых норм.

К разновидностям социальной парадигмы относится и культурологический подход. Сторонники данного подхода оценивают содержание политических процессов по ценностно-нормативным критериям. В результате политика предстает как продукт осознанных мотиваций и форм поведения человека. При этом в качестве политических ценностей, определяющих характер поведения людей, называют: идеологические, в основе которых лежит нравственная, моральная убежденность индивидуумов в ценности того или иного общественно-политического строя и провозглашенных им принципов; структурные, опирающиеся на приверженность индивидуумов механизму и нормам политического режима; персональные, связанные с верой индивидуумов в- личные качества политических лидеров. Выбор тех или иных ценностей, а следовательно и форм политического поведения, определяется социокультурными характеристиками человека, которые всегда индивидуализированы.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Необходимые предпосылки утверждения демократии. Этапы демократического процесса
Опыт авторитарных и посттоталитарных стран, в т.ч. и России, показывает, что становление демократии процесс длительный и не всегда непосредственно успешный. Успех преобразований определяется степенью готовности общества к восприятию демок ...

Проблемы формирования гражданского общества в нашей стране. Гражданское общество в Советском Союзе
Гражданское общество - это устойчивая система социальных отношений и определяющих их общественных интересов, отражающих эти интересы идей и реализующих их организаций, возникающая на определенном, исторически обусловленном этапе развития ...

Легитимность власти
Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние ...