PoliticalMind

Политическая аналитика

Основные парадигмы и школы политологии
Страница 1
Политические материалы » Политология как наука об политике » Основные парадигмы и школы политологии

Политология, как и другие социальные науки, относится к разряду полипарадигматических дисциплин, т. е. допускает сосуществование различных концептуальных подходов к исследованию политики, которые поддерживают соответствующие группы и школы.

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

Понятие «парадигма» введено в науковедение американским историком науки Т. Куном в 60-е гг. нашего столетия. По куновской концепции, парадигма задает направленность исследованию политики, в русле которой исследователь, опираясь на те или иные традиции, политические теории и идеи, осуществляет решение конкретной проблемы.

Логическая модель развития научного познания политики, по Куну, представляет собой процесс последовательной смены парадигм: накопление фактов, противоречащих принятой парадигме, выдвижение новых конкурирующих теорий, которые ведут между собой борьбу за лидерство, заканчивающуюся победой одной из них — новой парадигмы. Таким образом, можно сказать, что история политологии — это история постоянного обновления и обогащения парадигм.

Основные парадигмы политологии. С высот сегодняшнего дня выделяют следующие основные парадигмы политологии.

Теологическая парадигма

. Эта парадигма сформировалась еще на начальном этапе развития политических учений, когда божественным признавался весь социально-политический строй, а власть, государство рассматривались лишь как часть универсального мирового порядка, созданного Богом. Конечно, такое объяснение природы политики вряд ли можно назвать научным. И все же следует помнить, что эта форма интерпретации политических явлений существовала несколько веков.

Натуралистическая парадигма

. Эта парадигма объясняет политику преимущественно внесоциальными природными факторами — географической средой, климатическими условиями, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.

Натурализм возник еще в древности. Так, Гиппократ, Платон, Аристотель в своих трудах указывали на влияние географической среды на политику. В XVII-XVIII вв. натурализм превратился в один из ведущих принципов европейской просветительской мысли. Сторонники этого направления стремились распространить на общественную жизнь и поведение человека закономерности, установленные в физических науках. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса, развития общества и биологического организма. В политологии натурализм получил свое воплощение в геополитике, биополитике и психологизаторских концепциях.

Основателем геополитики принято считать французского мыслителя Ж. Бодена (XVI в.), сформулировавшего концепцию влияния климата на поведение людей. Впоследствии эта концепция была развита Ш. Монтескье в сочинении «О духе законов», где оформились основные принципы «геополитического направления» в политике. Согласно Монтескье, географическая среда, и в первую очередь климат, определяют дух народа, форму государственного устройства и характер общественного устройства.

В XX в. идеи геополитики развил профессор Оксфордского университета Джон Маккиндер. Именно его работа «Географический стержень истории» (1904) легла в основу всех геополитических концепций XX в. С точки зрения Маккиндера, для современного геополитического анализа и практической внешней политики важнейшее значение имеют географический детерминизм, «размещение» политических сил в конкретной географической среде. Маккиндер исходил из постулата, впоследствии утвердившегося в геополитике, что государства, не имеющие выхода к морю, существенно отстают в развитии. Он разделил мир на сухопутную и морскую силы.

Сегодня учет геополитических факторов является неотъемлемой частью формирования политического курса любого государства.

Биополитическая парадигма

. Своими корнями уходит в XIX в., в доктрины раннего позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. В общественной жизни таким наблюдаемым фактором выступало поведение, которое, в свою очередь, определялось как наблюдаемая совокупность реакций организма на набор фиксируемых стимулов. Объяснение поведения сводилось к однозначно жесткой схеме биополитики: стимул — организм — реакция. При этом принципиально не признавалось существование других внутренних психологических звеньев, опосредующих реакцию и поведение человека. Следовательно, считалось, что именно пол, возраст, генетические, врожденные качества и свойства человека могут служить основанием для определения особенностей политического поведения, так как только этим качествам и свойствам присущи соответствующие регуляторы.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Исторический подход в работах Михельса
У Михельса мы встречаем элементы исторического подхода к демократии. На нижней ступени человеческой культуры господствовала тирания. Демократия могла возникнуть только на более поздней и высокоразвитой стадии общественной жизни. Но, анали ...

Политическая культура 20 века
Неизбежность исторического процесса модернизации России породила духовную дифференциацию российского общества. Перед образованными людьми со всей остротой вставали вопросы о путях государственного развития, месте России в мире, соотношени ...

Понятие предвыборной агитации
Понятия «агитация», «политическая агитация», «предвыборная агитация», которые сегодня находят весьма широкое применение как в правовой науке, так и в политической практике, имеют глубокие исторические корни и практику. Так, например, в ис ...