PoliticalMind

Политическая аналитика

Тенденции и перспективы реализации национальных интересов и внешнеполитической политики России в глобальном мироустройстве
Страница 6
Политические материалы » Национальные интересы и возможности их реализации в России » Тенденции и перспективы реализации национальных интересов и внешнеполитической политики России в глобальном мироустройстве

Серьезным сдерживающим фактором на пути объединения стран СНГ в эффективный союз являются также различия в их подходе к вопросу о государственном суверенитете. Опасаясь определенного ограничения суверенитета, члены СНГ придерживаются неоднозначных позиций по вопросу создания совместных наднациональных органов Содружества и делегирования им части своих суверенных прав. Так, руководители Украины, Туркмении и Узбекистана выступают против создания жестких координирующих структур, напоминающих, по их мнению, исполнительные органы бывшего Центра, и считают, что решения, принятые в рамках СНГ, должны иметь лишь рекомендательный характер.

Несмотря на то, что СНГ не оправдало ожиданий его учредителей как добровольная интеграционная структура оно продолжает существовать в общественном сознании как отличительная черта постсоветского пространства, региона, который объединяет страны с похожими социально – экономическими и политическими характеристиками, которым приходится преодолевать на пути своего развития одно и тоже советское структурное, институциональное и культурное наследие.[52]

В складывающихся условиях перед странами Содружества остро встает проблема поиска своего места в меняющемся современном мире. Предстоит сделать выбор между двумя альтернативными путями приобщения к мировому хозяйству: решать эту задачу практически в одиночку, что для многих стран Содружества обернется, скорее всего, поглощением одним из формирующихся мировых «полюсов», или ускорить создание собственного интегрированного сообщества, способного играть самостоятельную роль в международных делах.

Можно сказать, что на постсоветском пространстве в настоящее время выстроена многоуровневая система интеграции по степени близости тех или иных стран. Самая большая из них – это СНГ, союз 10 независимых государств. В рамках СНГ действует ЕврАзЭС, куда входят только пять стран, и в рамках ЕврАзЭС существует Союзное государство двух стран. В обозримом будущем туда не смогут войти еще какие-то страны.

Однако, сложность и противоречивость развития СНГ требует внимательного и всестороннего анализа пройденного пути. От объективной оценки неудач первых лет интеграции и накопленного позитивного опыта, правильного выбора дальнейшей стратегии хозяйственного и политического развития стран Содружества будет зависеть их экономическое положение и роль на мировой арене в будущем. Если не будут внесены серьезные коррективы, то в условиях накопления существующих в настоящее время между странами СНГ негативных моментов и противоречий, Содружество может расколоться на ряд конкурирующих субрегиональных блоков, а страны, входящие в них, – стать сырьевыми придатками промышленно развитых держав.[53]

Возможность реализации такой перспективы непосредственно связана с особенностями развития мировой экономики в XXI веке, опытом хозяйственной интеграции в Западной Европе и в других регионах мира.

Источником многих проблем, анализированных в предыдущей главе, являются слабые государственные структуры, унаследованные от советского прошлого. Но у государства хватает властных полномочий в отношении граждан и экономических субъектов. Продолжая советскую практику, государственные органы в странах СНГ пытаются вмешиваться в детали деловой активности предприятий и повседневной жизни своих граждан. Именно паразитическое поведение государственных органов является главной причиной плохого предпринимательского климата и низкой инвестиционной активности в странах СНГ.

Политическая неорганизованность среднего класса и слабость институтов гражданского общества препятствует эффективной борьбе с этими отрицательными явлениями. Если малый и средний бизнес остается в своей массе беззащитным, крупные предприниматели пробуют входить в симбиоз с политикой и государственным аппаратом.

В таких условиях развитие и укрепление интеграционных процессов на постсоветском пространстве не может проходить динамично и тем более порождать конкурентоспособные стратегии, реализовывать перспективные взаимовыгодные инвестиционные проекты. Партнеры не уверены друг в друге и стараются, поддерживая связи с Россией, параллельно и порой более активно налаживать взаимодействие с США, ЕС и другими странами, создавать новые межгосударственные образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рекомендуем к прочтению:

Понятие терроризма.
Для начала проведем определенную понятийную работу — своего рода поиск наиболее точного понимания сущности, да и значения самого понятия «террор» так, как они даются в известных словарях. Наиболее доступный и массовый из них сразу же удив ...

Внешние геополитические поля
Распределим геополитические интересы и проблемы: Первое поле – новое зарубежье, в котором условно выделены сектора: Государства Прибалтики (Балтии). Основные противоречия России с ними касаются дискриминации живущих в них этнических рус ...

Национализация: разведка боем 20.02.2003 Ольга Киселева
(публикуется повторно; впервые 21.10.2002) Закон о национализации давно уже и настойчиво стучится в дверь российский юстиции, требуя признать за ним право на существование и функционирование в российском правовом пространстве. В сущности ...