PoliticalMind

Политическая аналитика

Роль неинституциональных факторов в процессе формирования политики государства
Политические материалы » Основы принятия решений в федеративном государстве » Роль неинституциональных факторов в процессе формирования политики государства

Государственная политика, являясь центральной формой активности государства как социального и политического института, представляет особый интерес для исследователей. Специфика протекания процессов формирования и реализации на практике ключевых государственных проектов, определяющих направление развития общества, основополагающие параметры функционирования государственных институтов, заслуженно попадает в число центральных объектов изучения представителями политико-управленческих наук. www.transponet.ru

Однако деятельность государства по формированию государственной политики и принятию государственных решений не может быть рационально описана посредством анализа исключительно нормативных, институциональных компонент. Специфика развития субъективных, неинституциональных особенностей политических явлений, таким образом, выходит за рамки предлагаемых рациональных моделей изучения деятельности государства. Проблема «субъективного» в политике, затрагивая сферу психологии, социологии, находит отражение в междисциплинарных трудах.

Неинституциональное поле политики представляет собой совокупность субъективных компонент политики, отражающих внутренние представления отдельного человека о существующих в государстве политических структурах, политических процессах. Неинституциональные компоненты, с точки зрения конкретного политического актора, можно условно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние неинституциональные структуры определяются особенностями той политической среды, в которой функционирует данный субъект, внутренние, напротив, задаются индивидуальными параметрами актора, его личностными характеристиками.

Изменения политической системы России, наблюдаемые в последние десятилетия, повышают роль и расширяют границы полномочий игроков, задействованных в процессе принятия ключевых государственных решений. Смещение акцента на интерпретацию политическим лидером ситуации, в которой принимается государственное решение, как на системообразующий механизм разработки отдельных политических проектов, приводит к необходимости проведения комплексного анализа неинституционального поля политики.

Нацеленность инициируемых политическим режимом преобразований на повышение управляемости регионов, упрочнение вертикали власти, внедрение принципа преемственности власти с целью доведения начатых ею преобразований до конца позволяют делать выводы об их четкой направленности на реализацию не только общесоциальных, но и сугубо внутриэлитарных интересов. Вопрос учета как политической, так и субъективной (набора личностных характеристик) составляющей политической активности лиц принимающих решения, представляется наиболее значимым в наблюдаемой ситуации.

Описываемые выше системные изменения в понимании публичной сферы оказывают воздействие на ключевые направления активности государства:

выработка внешней и внутренней политики государства в целом;

процесс принятия и реализации отдельных государственных решений;

выбор вектора дальнейшего развития общества;

выстраивание механизмов взаимодействия с ключевыми контрагентами государства.

Последнее направление, в свою очередь, представляет особую сложность в силу специфики межличностного взаимодействия сторон. Более того, неинституциональные компоненты выступают также и в качестве механизма воздействия на когнитивные процессы отдельных государственных контрагентов либо всего общества как объектов политической деятельности. Подобное влияние осуществляется посредством изменения общественного сознания, актуализации необходимой правящему режиму идеологии, формирования установок поведения, программирование предпочтений и ориентаций населения в публичной сфере.

Таким образом, влияние субъективных характеристик на все этапы принятия государственных решений требует более тщательного исследования неинституционального поля с целью понимания происходящих трансформаций политических систем, а также снижения венчурности и повышения вероятности долгосрочного и среднесрочного государственного планирования.

Рекомендуем к прочтению:

Проблема определения идеологии
Новое время – время океанических цивилизаций и объединения людей новыми мощными средствами коммуникации в единое человечество. Вовлеченность масс в политическую и культурную жизнь потребовала создания особого способа организации масс, пол ...

Политическое лидерство и роль имиджа в политике
“Лидерство так же старо как и человечество” .Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и благотворительных организациях, в кампаниях и университетах. “Любое ли ...

Столкновение между Лениным и Сталиным
Поиски решения были непростым делом. Свидетельством тому был пример Закавказья, где Кавбюро под руководством Орджо­никидзе попыталось объединить на федеративных началах Грузию, Армению и Азербайджан. Федерация этих трех стран была про­воз ...