PoliticalMind

Политическая аналитика

Россия и Кавказ.
Страница 1

Взаимодействие России и Кавказа – одно из сложнейших и значительных явлений в мировой истории. На протяжении трех столетий создавалось единое российско-кавказское политическое, экономическое, культурное пространство. Сегодня Кавказ превратился в район постоянного политического напряжения, экономической нестабильности и вооруженных конфликтов, отсюда исходит основная угроза единству и целостности российского государства.

Общей чертой северокавказских республик является то, что все они, хотя и в различной степени, испытывают трудности в создании эффективно работающих легитимных правительств и в падении эффективности управления со стороны федерального центра.

Отголоском, а может и еще одним подтверждением важности и необходимости позитивных перемен на Северный Кавказ является сложная неоднозначная ситуация практически во всех национальных северокавказских республиках.

Северный Кавказ – не только пороховая бочка России, но и регион резких контрастов. При населении 10 млн. человек регион дает менее 4% общероссийско-промышленного производства. А ведь это восемь республик, два края и одна область, по многим социально-экономическим показателям – это самый отсталый регион России, причем низкие показатели дают национальные республики, потому что три «русских» субъекта Российской Федерации – Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область – даже в нынешних условиях имеют и развитую промышленность, и доходное сельское хозяйство. Постоянная нестабильность в регионе создается в основном положением в Чеченской республике, но и Дагестан и Ингушетия не могут похвастать какими-нибудь достижениями. И если о беженцах в Ингушетии знает весь мир, то о том, что в 90-е годы в одно только Ставрополье приехали 420 тыс., а в прифронтовой Дагестан около 300 тыс. вспоминают только ставропольские и дагестанские власти.

Точно так же, как единство Северного Кавказа определяется единой энергетической системой, а значит и единой экономической стройкой, точно также единство Северного Кавказа в составе России определяется единой, временной, стратегически оправданной социальной, этнонациональной политикой, причем не следует забыть, что факторов, определяющих и моделирующих стабильное, устойчивое развитие региона очень много, но еще больше опасность эту стабильность и хрупкое равновесие нарушить.

У России и Запада, помимо совпадающих интересов на Северном Кавказе, есть и еще долго будут интересы расходящиеся. Поэтому нельзя полагаться на полный консенсус в истолковании, на первый взгляд, простых международных понятий. В частности, то, что одна сторона предпочтет назвать «системой коллективной безопасности», для другой может оказаться чем-то прямо противоположным. Бесспорные выгоды для Запада не обязательно должны быть таковыми для России (и наоборот). Но цена ее расплаты за неудачи обязательно будет неизмеримо выше вероятных издержек конкурентов. Кавказские беды всегда будут ее бедами, но кавказские праздники, увы, не всегда «праздниками на ее улице».

У России во сто крат больше шансов, чем у Запада пожать горькие плоды региональных неурядиц по причине географической близости к их источнику. Здравый смысл показывает, что Россию следует официально наделить соответствующими правами по защите ее национальных интересов в регионе, не ущемляя прав других кавказских субъектов.

Приступая к анализу геополитических перспектив данного региона во внешнеполитической стратегии России, необходимо выделить блок взаимосвязанных проблем: перспектива сохранения северокавказских народов и республик в составе России.

В новых реальностях Кавказ в целом и каждый его регион, Северный Кавказ, в частности с точки зрения внешнеполитической стратегии России на ее южных рубежах приобретают новое измерение. Некоторые из северокавказских субъектов Российской Федерации приобрели статус пограничных. Об этом говорит ситуация с Дагестаном, ставшим самой южной республикой Российской Федерации. Стратегическая значимость Дагестана для России определяется, прежде всего, его географическим положением на стыке нескольких государств, с которыми Россия в силу целого ряда исторических факторов имеет самые тесные связи. На востоке он граничит с Грузией, на юге – с Азербайджаном, а на севере – с мятежной Чечней, которая в будущем в определенных условиях способна предпринять непредсказуемые шаги и действия. Существенно изменяется роль махачкалинского морского порта, который расположен как бы на пересечении морских путей в Астрахань, Актау (Шевченко), Красноводск, Баку, Пехлеви. Дагестан по акватории Каспийского моря соприкасается с несколькими государствами – Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном. Почти по всей территории Дагестана с севера на юг проходят железнодорожная магистраль и автомагистраль, связывающие Москву и основные районы России, а также Украину с Баку и дальше с Тегераном. На самой южной оконечности Дагестана через пограничную реку Самур обе магистрали проходят по крупным железнодорожному и автомобильному мостам – единственным связующим звеном между Россией и Азербайджаном и Ираном по суше. В настоящее время правительство республики совместно с федеральным правительством разрабатывает комплекс мер с привлечением иностранного капитала по реконструкции морского порта в соответствии с новыми требованиями. С учетом ситуации в регионе Северного Кавказа, особенно в Чечне, построена железнодорожная ветка на Кизляр в обход Гудермеса (Чечня), а также продолжена автомобильная дорога на Элисту (также в обход Чечни) с выходом на Астрахань и Волгоград. Подобные же изменения происходили в положении Республики Северная Осетия, Краснодарского края, Астраханской области и др.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Проблема справедливости в идеальном государстве Платона
В диалоге «Государство» идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому, как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу душ ...

Геополитическая позиция Азербайджана
Азербайджанская Республика после приобретения независимости в 1991 году стала проводить самостоятельную внешнюю политику, направленную на систематическое укрепление и развитие государственности и на защиту национальных интересов, номиналь ...

Основные пути формирования политической культуры
Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. В политическом процессе действует целый ряд институтов. С политической системой взаимодействуют ...