PoliticalMind

Политическая аналитика

Разделение власти
Страница 3

Поскольку, согласно ст.1 Конституции, Российская Федерация является федеративным государством, государственная власть в ней осуществляется не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В субъектах Российской Федерации сложились разнообразные системы организации государственной власти: в некоторых республиках существует должность президента, а в других ее нет; различаются полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти, порядок их формирования, организация деятельности и т.д. Конституция допускает такое многообразие. Согласно ст.77 Конституции система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. www.transportzones.ru

Статью 11 Конституции нельзя уяснить в отрыве от ст.3. В этой статье многонациональный народ Российской Федерации определяется как единственный источник власти. Народ осуществляет власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Содержание ч.3 ст.11 Конституции имеет особое значение для нашего государства, поскольку оно по своей форме является федерацией, а характерная черта всякой федерации - разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.

Формула данной части ст.11 весьма лаконична. В соответствии с ней разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации проводится, во - первых, Конституцией; во-вторых, Федеративным договором; в ­ третьих, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Конституции разграничение предметов ведения проведено в ст. 71, 72 и 73. В ст.71 указано все, что отнесено к ведению Российской Федерации; в ст.72 определены предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В ст.73 перечень предметов ведения субъектов Федерации не приводится. В ней указано, что субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Из текста ст.73 следует, что субъекты Федерации по предметам совместного ведения обладают лишь теми полномочиями, которые не принадлежат Федерации в этой сфере. В соответствии с ч.2 и 3 ст.78 Конституции федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению между собой могут передавать друг другу часть своих полномочий, причем Конституция не уточняет, какая именно часть полномочий может быть передана.

Обращаясь к распределению предметов ведения и полномочий, которое было осуществлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., следует учитывать, что в соответствии с ч.1 раздела "Заключительные и переходные положения" в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора действуют положения Конституции России.

Часть 3 ст.11 Конституции предусматривает возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В таких договорах не только конкретизируются полномочия сторон по реализации предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов, но и, как правило, предусматривается возможность их дальнейшего разграничения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Социал-демократическая идеология
Стержнем социал-демократического движения выступает концепция демократического социализма. Чуть ли не все социал-демократические партии конца XIX – начала XX вв. ставили своей целью разрыв с капитализмом. Критики этой идеи утверждали, что ...

Ресурсы, процесс и виды власти
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другими является неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы власти можно трактовать как совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в со ...

Классические и современные модели демократии
На сегодняшний день разные концепции демократии до сих пор спорят между собой о том, что есть народ и как он осуществляет свое право на власть? Можно ли ставить знак равенства между народом и нацией? Каковы оптимальные для демократии фор ...