PoliticalMind

Политическая аналитика

Макроинструменты региональной экономической политики
Страница 1
Политические материалы » Инструменты региональной политики » Макроинструменты региональной экономической политики

Макроинструменты или общеэкономические регуляторы воздействуют на поведение многих экономических субъектов на определенных территориях.

Макроинструменты региональной экономической политики - это

дифференцированные по регионам параметры (нормативы, ставки и так далее) и условия общегосударственной налоговой, кредитной, инвестиционной и социальной политики.

Так, для стимулирования экономического роста или для поддержки проблемных регионов устанавливаются пониженные ставки налогов на предпринимательство, льготные кредитные ставки, льготные транспортные тарифы.

Цель применения таких стимулов - поднять конкурентоспособность определенных регионов на внутренних т внешних рынках.

В европейских странах практикуется стимулирование региональных рынков труда посредством налоговых льгот:

1. Транспортные льготы в виде субсидий на тонну груза;

2. Для компенсации неблагоприятных условий жизни и привлечения населения в некоторые регионы государство может понижать подоходный налог или вводить надбавки к заработной плате, пенсиях, выдавать пособия.

В настоящее время сфера применения дифференцированных макроэкономических инструментов весьма ограничена. Для зоны Севера применяются повышенные нормативы зарплат, пенсий. Отдельным регионам в случае необходимости предпринимаются льготные кредиты из специального фонда льготного кредитования. Но большинство налоговых льгот в настоящее время предоставляется только свободным экономическим зонам.

Привлечение инвестиций является одной из основных целей создания свободных экономических зон, наряду с такими целями, как развитие экспортного потенциала и отдельных регионов страны, увеличение поступлений в бюджет, активизация внешнеэкономических связей хозяйствующих субъектов, использование передового научно-технического опыта.

Свободные экономические зоны - это компактные территории, имеющие особо благоприятное геоэкономическое положение, конкурентные преимущества и другие предпосылки для формирования полюсов роста на стыке внешнего и внутреннего рынков.

Обычно свободные экономические зоны характеризуются хорошим инфраструктурным обеспечением, либерализацией таможенного и налогового режимов.

На территории Российской Федерации объявлено о создании нескольких модификаций свободных экономических зон, например, зоны свободной торговли, свободные порты, технико-внедренческие зоны и так далее. Целесообразность создания этих разновидностей СЭЗ обусловлена конкурентными преимуществами некоторых компактных территорий (приморское или приграничное положение, хорошие транспортные выходы в глубь страны, возможности развития экспортных производств и так далее). Все эти признаки обусловили появление свободных экономических зон на территории нашей страны примерно десять лет назад. Этот процесс продолжается до сих пор.

В начале 90-х годов XX века были приняты положения о названиях и границах СЭЗ. Однако, Положения о создании свободных экономических зон на территории Российской Федерации, вследствие непоследовательной государственной политики в отношении СЭЗ, выразившейся в неурегулированности, законодательных и нормативных актов Российской Федерации в сфере инвестирования, являлись более декларацией, чем действующим нормативным актом.

Но все же, несмотря на сложившееся положение с функционированием свободных экономических зон на территории Российской Федерации принятие Федерального Закона о свободных экономических зонах было только первым шагом законотворческого процесса в области учреждения и правового регулирования подобных образований.

В целях обеспечения благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций, создания экспортоориенированных и импортозамещающих производств на базе современных технологий, поддержания международных стандартов деловой инфраструктуры, стимулирования экономического развития региона в феврале 1997 года была создана свободная экономическая зона «Алтай»[1].

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Политические партии.
Неотемлимой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. ПАРТИЯ - это политическая общественная организация которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Политическая ...

Государство как институт политической системы
Государство является наиболее значимым институтом политической системы, ибо оно обладает максимальной концентрацией ресурсов власти в его руках. Определение: Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающ ...

Раскрыть: легальность, унитарное государство, суверенитет
Легальность – 1) разрешение деятельности какой-либо организации, ее узаконение, придание юридической силы какому-либо акту, действию. 2) подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей. Унитарное государство представляет собой ...