PoliticalMind

Политическая аналитика

Формирование новой государственной идеологии и становление многопартийности в Казахстане
Страница 2
Политические материалы » Политическое развитие современного Казахстана » Формирование новой государственной идеологии и становление многопартийности в Казахстане

• развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана;

• углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике.

Данные концепции, по сути, являлись одними из первых документов, в которых делалась попытка сформулировать основные идейные направления Казахстана на тот период.

Таким образом, на данном этапе становления идеологии страны с одной стороны, наблюдался кризис политической системы прекратившего свое существование СССР. С другой, появились новые идентификационные ориентиры, связанные с обретением Казахстаном независимости, началом перехода к рыночной экономике.

Второй этап (1995–1997 гг.) характеризовался внедрением в общественную жизнь либерально-демократических ценностей и активным обсуждением в стране проблем формирования государственной идеологии Казахстана. На данном этапе происходила системная либерализация общественно-политической жизни, выражавшаяся в установлении частной собственности, открытии возможностей для занятий предпринимательством, создании условий для политического самовыражения, развития неправительственных организаций, негосударственных средств массовой информации (СМИ) и т.д.

Либеральные процессы позволили в кратчайшие сроки наполнить политическое развитие страны новым содержанием и определить дальнейшие направления осуществления политических реформ.

Наряду с активной демократизацией общества, в стране широко шел поиск национальной идеи.

В поиске предстала дилемма – должна ли быть новая идеология государственной или она должна быть национальной?

Сторонники первого подхода свою точку зрения обосновывали тем, что в реальности каждое государство имеет свою государственную идеологию. Представители второго подхода под национальной идеологией понимали систему взглядов и теорий, которая порождается в многонациональном государстве. Вместе с тем ее определяли как идеологию коренной нации в многонациональном государстве. В случае отнесения национальной идеологии в ранг государственной они предлагали при ее разработке учитывать интересы всех этносов, не замыкаясь только лишь в национальных рамках. Согласно их точке зрения, в основу национальной идеологии должны быть положены либеральные идеи западных мировоззрений, которые будут восприняты казахстанской общественностью с пониманием. В свою очередь, отмечалось, что определенное место в новой идеологии должны занимать народные традиции. В конечном счете, главным проблемным узлом дискуссий стал поиск объединяющей идеи.

Несмотря на ряд неудач в попытке сформулировать основные принципы новой идеологии, в республике были определены некоторые ключевые ценности, на которых могла бы базироваться политическая идеология. Это демократические ценности – права и свободы человека, правовое государство, многопартийность, плюрализм, гибкая социальная политика в сочетании с рыночной экономикой, патриотизм.

Закрепление статуса независимости в республике сопровождалось рядом разнообразных реформ. Постепенно назревала необходимость выработки и реализации идеологии, которая стала бы системообразующим фактором новых общественных реформ.

Для решения вопросов, обозначившихся в духовно-идеологической сфере, был создан Национальный Совет по государственной политике при Президенте Республики Казахстан, основной задачей которого стала выработка концептуальных основ государственной политики. В работе Совета на общественных началах участвовали известные ученые, писатели, политики республики. Основными направлениями деятельности Совета были оценка современного состояния, тенденций развития и вероятных перспектив социально-политических процессов, формирование системы государственных ценностей, адекватных статусу независимого государства. Принятая в 1995 г. на очередном заседании Совета «Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан» стала очередной попыткой в определении идеологической основы государства.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Политическая мысль США в период борьбы за независимость
В 70-е гг. XVIII в. резко обострились противоречия между Англией, метрополией, и ее американскими колониями. Колониальная Америка начинает борьбу против Англии за свою независимость (1775-1783), в ходе которой возникает новое государство ...

Истоки федерализма в России
Для России федерализм является относительно новой формой государства: советская федерация не предусматривала реального дуализма власти (и СССР, и тем более РСФСР как его составная часть были централизованными государствами, опирающимися н ...

Типы политических культур
Политологи выделяют несколько базовых моделей политической культуры. Различают фрагментарную и интегрированную политическую культуру. Для первой характерно наличие разнородных политических ориентаций и деятельности, отсутствие процедур ул ...