PoliticalMind

Политическая аналитика

Формирование новой государственной идеологии и становление многопартийности в Казахстане
Страница 2
Политические материалы » Политическое развитие современного Казахстана » Формирование новой государственной идеологии и становление многопартийности в Казахстане

• развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана;

• углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике.

Данные концепции, по сути, являлись одними из первых документов, в которых делалась попытка сформулировать основные идейные направления Казахстана на тот период.

Таким образом, на данном этапе становления идеологии страны с одной стороны, наблюдался кризис политической системы прекратившего свое существование СССР. С другой, появились новые идентификационные ориентиры, связанные с обретением Казахстаном независимости, началом перехода к рыночной экономике.

Второй этап (1995–1997 гг.) характеризовался внедрением в общественную жизнь либерально-демократических ценностей и активным обсуждением в стране проблем формирования государственной идеологии Казахстана. На данном этапе происходила системная либерализация общественно-политической жизни, выражавшаяся в установлении частной собственности, открытии возможностей для занятий предпринимательством, создании условий для политического самовыражения, развития неправительственных организаций, негосударственных средств массовой информации (СМИ) и т.д.

Либеральные процессы позволили в кратчайшие сроки наполнить политическое развитие страны новым содержанием и определить дальнейшие направления осуществления политических реформ.

Наряду с активной демократизацией общества, в стране широко шел поиск национальной идеи.

В поиске предстала дилемма – должна ли быть новая идеология государственной или она должна быть национальной?

Сторонники первого подхода свою точку зрения обосновывали тем, что в реальности каждое государство имеет свою государственную идеологию. Представители второго подхода под национальной идеологией понимали систему взглядов и теорий, которая порождается в многонациональном государстве. Вместе с тем ее определяли как идеологию коренной нации в многонациональном государстве. В случае отнесения национальной идеологии в ранг государственной они предлагали при ее разработке учитывать интересы всех этносов, не замыкаясь только лишь в национальных рамках. Согласно их точке зрения, в основу национальной идеологии должны быть положены либеральные идеи западных мировоззрений, которые будут восприняты казахстанской общественностью с пониманием. В свою очередь, отмечалось, что определенное место в новой идеологии должны занимать народные традиции. В конечном счете, главным проблемным узлом дискуссий стал поиск объединяющей идеи.

Несмотря на ряд неудач в попытке сформулировать основные принципы новой идеологии, в республике были определены некоторые ключевые ценности, на которых могла бы базироваться политическая идеология. Это демократические ценности – права и свободы человека, правовое государство, многопартийность, плюрализм, гибкая социальная политика в сочетании с рыночной экономикой, патриотизм.

Закрепление статуса независимости в республике сопровождалось рядом разнообразных реформ. Постепенно назревала необходимость выработки и реализации идеологии, которая стала бы системообразующим фактором новых общественных реформ.

Для решения вопросов, обозначившихся в духовно-идеологической сфере, был создан Национальный Совет по государственной политике при Президенте Республики Казахстан, основной задачей которого стала выработка концептуальных основ государственной политики. В работе Совета на общественных началах участвовали известные ученые, писатели, политики республики. Основными направлениями деятельности Совета были оценка современного состояния, тенденций развития и вероятных перспектив социально-политических процессов, формирование системы государственных ценностей, адекватных статусу независимого государства. Принятая в 1995 г. на очередном заседании Совета «Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан» стала очередной попыткой в определении идеологической основы государства.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Свобода
Свободу можно воспринимать по-разному, особенно в наше время. Человек волен выбирать что-то понравившееся, веровать любой известной религии, заниматься разными видами спорта, а также избирать своего кандидата и даже самому избираться во в ...

Понятие цивилизации. Две исторические линии и место России в потоке мировых цивилизаций
ЦИВИЛИЗАЦИЯ-ступень в развитии общества; уровень социального и культурного развития, который связан с разделением труда. Долгое время цивилизация рассматривалась как этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варва ...

Этап окончания конфликта
Это наиболее сложная фаза, т.к от результата окончания спорных отношений зависит заново складывающийся баланс политических сил. На завершающей стадии участники согласуют свои позиции, определяют возможный объем уступок, дальнейшие намерен ...