PoliticalMind

Политическая аналитика

Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения
Страница 1
Политические материалы » Возникновение и развитие политических учений » Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения

В период Средневековья в различных странах происходят политические процессы: первоначально создаются достаточно крупные, но слабо интегрированные монархии, которые затем распадаются на раздробленные политические образования, затем наступает фаза расцвета сословно-представительных монархий и, наконец, фаза абсолютных монархий. Католическая: церковь безраздельно господствовала в духовной жизни Европы этого периода. Политическая наука в руках церкви стала простой отраслью богословия, догматы религии приобрели форму законов. Шла постоянная борьба между духовной и светской властью, вопрос приоритета одной из них стал центральным вопросом политических доктрин. Обе стороны искали и находили аргументы в свою пользу в Священном писании. Политическая мысль Средневековья восприняла и продолжила развитие ряда идей античного периода (о государстве, его формах, о его естественном происхождении и др.).

Примером попыток соединения античных учений, в частности идей Аристотеля с христианскими догмами, была политическая теория Фомы Аквината (1226-1274 гг.). Блестяще образованный монах-ученый признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу, но вводит различение сущности, происхождения (формы) и использования государственной власти. Отношения господства и подчинения - сущность власти, такой порядок - от Бога. Конкретные же формы ее имеют естественное происхождение, а при использовании власти возможны и злоупотребления. Если действия властей противоречат интересам церкви, то подданные вправе им сопротивляться. Фома Аквинат вернул в научный оборот понятие «естественный закон».

В XIV-XVI вв. начинаются социально-экономические процессы, приведшие в итоге к складыванию в Европе индустриального общества. Недовольство католической церковью переросло в настоящее массовое явление, называемое Реформацией. Ее деятели в различных странах (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин и др.) способствовали укреплению светского понимания государства, главными ценностями которого являлись бы свобода совести, свобода мысли и пр. В политических доктринах ярко проявляется гуманизм, центральной проблемой становится проблема соотношения государства и личности. Так возникает идеология Возрождения.

Великий флорентиец Возрождения Н. Макиавелли (1469-1527 гг.) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Он считал, что народ не играет никакой роли в государстве, правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства, не считаясь с нормами морали, что мораль и политика не совместимы. Макиавелли фактически впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти и в знаменитой книге «Государь» дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти.

XVI в. в Европе стал временем возникновения новых политических идей. Т. Мор становится родоначальником социалистической идеологии, в своеобразной религиозной интерпретации эти идеи присутствуют и в воззрениях Т. Мюнцера. Французский мыслитель Ж. Боден сформулировал идею государственного суверенитета.

В XIV-XVI вв. по мере освобождения от татаро-монгольского владычества идет процесс объединения русских земель вокруг Московского княжества. Монах псковского Елеазарова монастыря Филофей выдвигает доктрину «Москва - третий Рим», начинает складываться политическая идеология централизованного государства. На пути этого процесса стали амбиции православной церкви, отстаивавшей приоритет своей власти над властью московского князя. В XVI в. разгорелась идейно-политическая борьба между «нестяжателями» и «иосифлянами». Идеолог «нестяжателей» Нил Сорский учил, что монахи должны стремиться к аскетизму, отказаться от земельной собственности, жить своим трудом. Сторонники монастырского землевладения и сильной власти церкви назывались «иосифлянами» (по имени лидера движения Иосифа Волоцкого). Московские цари Иван III и Василий III, будучи заинтересованными в секуляризации, оказывали определенную поддержку «нестяжателям», но были еще недостаточно сильны для решительного разрыва с монастырями. «Иосифлянам» удалось найти компромисс с царской властью: сохранение монастырского землевладения в обмен на признание приоритета светской власти.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Понятие предвыборной агитации
Понятия «агитация», «политическая агитация», «предвыборная агитация», которые сегодня находят весьма широкое применение как в правовой науке, так и в политической практике, имеют глубокие исторические корни и практику. Так, например, в ис ...

Концепции гражданского общества
Основные положения современной концепции гражданского общества. Положения, характеризующие взаимосвязь сторон процесса формирования гражданского общества в современном социуме (структурный аспект). 1. Современное состояние и развитие соц ...

Заключение.
Заканчивая рассмотрения вопроса о концепции гражданского общества сделаю общие выводы. Во-первых, гражданское общество - явление раннебуржуазного строя, в котором личность человека на основе введения частной собственности рынка, рабочей ...