PoliticalMind

Политическая аналитика

Понятие сущности и классификация партий
Страница 1

Анализ конституционно-правовой структуры власти зарубежных стран невозможен без всестороннего знания роли, места и значения политических партий. Политические партии являются особым институтом. Пронизывая все звенья конституционно-правовой структуры власти, они оказывают решающее воздействие, как на их формирование, так и на их функционирование. Более того, в ряде случаев они способны существенно менять официальный характер взаимоотношений между отдельными ветвями власти, переворачивая последние едва ли ни с ног на голову, позволяя формально подконтрольному органу (например, правительству при парламентской форме правления) контролировать и направлять деятельность контролирующего органа (парламента), модифицируя существующую форму правления.

Без политических партий невозможна ни выработка и формирование национальной политики, ни мобилизация ресурсов на ее осуществление, ни процессы принятия решений по ее реализации, ни обеспечение такой реализации. Более того, без политических партий невозможно обеспечение демократии как таковой, ибо свобода деятельности политических партий — залог демократии. Активная деятельность политических партий, их открытая конкуренция в борьбе за голоса избирателей, за политические и социальные приоритеты, плюрализм представляемых ими политических курсов и программ, их встречная взаимокритика, уважительное отношение к оппозиции и т.д. и есть основа основ того, что принято называть демократией или народовластием.

Первоначально политические партии в их современном понимании появились в Европе в период буржуазных революций. Потребность в новом политическом институте была обусловлена самим характером политических перемен. На смену королевскому суверенитету пришел суверенитет народа, произвол абсолютистской власти стал заменяться демократическим народным представительством, т. е. системой власти народа, реализуемой через выборных представителей. Вот тут-то и понадобились политические партии. Логика борьбы за представительские мандаты подтолкнула сторонников различных взглядов объединяться в партии. При этом можно говорить о формировании двух лагерей: тех, кто пытался отстаивать прежние порядки, привилегии монарха и феодалов, с одной стороны, и тех, кто выступал за политические свободы, права человека и равноправие — с другой. На данном этапе политические партии, естественно, были еще малочисленными и маловлиятельными. Не имея необходимого опыта, они ограничивались вспомогательной ролью, не претендуя на лидерство в политическом процессе.

Центр политического спектра традиционно занимают либеральные партии. Суть их позиции — экономика, основанная на рыночных отношениях при минимальном участии государства. Последнее ни при каких обстоятельствах не должно вмешиваться в сферу экономики, а уж тем более — диктовать. Рыночные механизмы, по мнению либералов, достаточно эффективны для того, чтобы обеспечить само регуляцию. То же самое касается и гражданского общества в целом — либералы и здесь не допускают вмешательства, а уж тем более насилия, со стороны государства, полагаясь на институты самого гражданского общества. За государством признается преимущественно одна главная функция — поддерживать порядок, обеспечивать безопасные условия жизни для граждан, следить за тем, чтобы соблюдался существующий закон.

Левый фланг представлен социал-демократическими партиями. Их позиции диаметрально противоположны позициям консерваторов. Социал-демократы выступают не только за активное вмешательство государства в экономику, но и за его непосредственное участие в экономической деятельности. Исключительно рыночных механизмов для обеспечения сильной и здоровой экономики, по их мнению, недостаточно, не говоря уже о слишком высоких социальных издержках. Экономика должна иметь два взаимодействующих и взаимодополняющих сектора: частный и государственный. Причем национализации, по их мнению, подлежат не только отдельные предприятия, но и целые отрасли промышленности (если они малопривлекательны для частного бизнеса). Именно так, в частности, поступают лейбористы Великобритании, когда оказываются у власти (консерваторы, правда, сменяя их в правительстве, позже все это денационализируют). Благодаря усилиям французских социалистов сегодня до 20% производственных мощностей Франции находится в собственности государства.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Политическое лидерство
Субъектами и объектами политики всегда выступают люди со своими потребностями и интересами, идеалами, знаниями опытом, ценностными ориентирами, эмоциями и культурой. Политика связана с отношениями между людьми, и это ее сущностный элемент ...

Политический режим: понятие и структура
Термин «политический режим» происходит от французского «regime», т.е. государственный, общественный строй, образ правления. Это – функциональная сторона жизни, складывающаяся в результате политических действий социальных субъектов в сист ...

Экономическая теория бюрократии. Теория общественного выбора
В основе экономической теории бюрократии лежит модель, предполагающая, что государственные органы ведут себя как максимизаторы собственного бюджета. Больший бюджет позволит бюрократии удовлетворить свои потребности в области заработной пл ...