PoliticalMind

Политическая аналитика

Политическая мысль средних веков
Политические материалы » Основы политологии » Политическая мысль средних веков

Средневековое мировоззрение - это мировоззрение религиозное, что, естественно, откладывает отпечаток и на политические взгляды того времени: все явление в сфере политики оценивались с позиций христианского учения.

Св. Иоанн Златоуст (347-407 гг.) - это один из отцов церкви, всесторонне раскрывших христианское понимание взаимоотношений церкви и государства. Св. Иоанн Златоуст объясняет известные евангельские слова о том, что "нет власти не от Бога": всякая власть от Бога не потому, что каждый князь лично устанавливается Богом, но потому, что Бог установил сам принцип властвования. Св. Иоанн Златоуст много пишет о качествах, которыми должен обладать идеальный царь, подчиняющий свое правление Закону Божьему: он не дозволяет страстям властвовать над душою, сохраняет свободный разум и страх Божий. Им также объясняется завет Христов "отдайте кесарю кесарево, а Богу богово": являясь членом церкви, человек должен быть гражданином земного отечества и повиноваться светским властям, но царская власть имеет свои границы.

Августин Аврелий (353-430гг.) - представитель западной ветви христианства, многие из идей которого были положены в основание католической доктрины. Августин выдвинул учение о двух градах: Божественном и человеческом. Человеческий град - это град проклятых Богом людей, нечестивцев, которые обречены на погибель. Град Божий (церковь) образуют праведники, которых Бог предопределил к спасению, вопреки христианской идее о том, что Господь хочет спасения всех людей, Аврелий говорит, что Бог по своей неизъяснимой воле одних спасает, других же обрекает на погибель). Отсюда проистекает получившая широкое распространение в католицизме идея господства церкви над государством, духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах римского папы на власть, его праве назначать и смещать государей. Реализация этих идей на практике в Западной Европе привела к настоящей войне между светской и духовной властью в ХI-XXI в. В православии никогда не было попыток со стороны духовной власти подчинить себе власть светскую, т.к. здесь всегда соблюдалось святоотеческое положение о симфонии властей, т.е. о гармонии церкви и государства.

Религиозное понимание государственной власти развивает и крупнейший католический теолог Фома Аквинский (1225-1274). Люди должны постигать сущность власти, определяемой Богом. Законы государства должны гармонировать с общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть этого не делает, то подданные имеют право не подчиняться такой власти.

Рекомендуем к прочтению:

Итоги
Политическая элита – это реальность сегодняшнего, и вероятно, завтрашнего этапов развития цивилизации. Существование политической элиты обусловлено действием следующих основных факторов: в) высокой общественной значимостью управленческог ...

Политические процессы какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают?
Политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических субъектов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, создающих и воссоздающих политически ...

Политическое лидерство и роль имиджа в политике
“Лидерство так же старо как и человечество” .Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и благотворительных организациях, в кампаниях и университетах. “Любое ли ...