PoliticalMind

Политическая аналитика

Возникновение и эволюция политической мысли. Античный период
Страница 1
Политические материалы » Эволюция понимания феномена политики » Возникновение и эволюция политической мысли. Античный период

Политические идеи зарождаются с появлением первых государств (на Среднем и Ближнем Востоке, примерно, 5-6 тыс. лет до н. э.). Поначалу они являлись составной частью мифологического мировоззрения. Утверждалось: земные порядки созданы Богом. Посланником Бога на земле является император, в руках которого сосредотачивается вся власть.

Государственный аппарат создаётся для оказания помощи правителю. Власть императора отожествлялась с властью отца в семье. Позднее (примерно, 2,5 тыс. лет назад) начался отход от этих мифологизированных схем. Формируются системные представления о власти и государстве.

Впервые системные представления о власти, управлении государством, политике сформулировал Платон (427-347 гг. до н.э.). Эти вопросы он изложил в работах «Государство» и «Законы».

В основу своей политической теории Платон положил тезис о природном неравенстве людей. Поскольку люди по природе не равны, а управление государством требует знаний и умений, то управлять государством должны люди с развитым интеллектом («философы») в возрасте от 50 до 70 лет, которые избираются на государственные должности только представителями своего сословия. Прирожденные сапожники и плотники не могут претендовать на государственную власть, но обладают полной свободой в других сферах. Они производят продукты, самостоятельно их продают, входят в экономические отношения с иностранцами. Стабильность в таком государстве обеспечивается не только через правление лучших, но и на воспитании людей в соответствии с их природными способностями.

Поскольку частная собственность разрушает единство элиты, то Платон предлагает разъединить власть и собственность. Люди, имеющие отношение к государственной власти не должны жить в роскоши. Большие социальные неравенства между сословиями не должны допускаться.

При этом Платон исходит из представления о существовании справедливых и идеальных государств только в далёком прошлом. Тогда ещё удавалось объединить государство и добродетель. Меняя различные формы правления, государства движутся по кругу. На смену совершенному государству (управляют самые лучшие, достойные – философы во имя общественной добродетели) приходит тимократия – власть нескольких честолюбцев – воинов. В этом государстве разумное начало уступает яростному. Власть не контролирует общественные процессы, в результате - богатства скапливаются у незначительной группы людей. Утверждается новый тип государства – олигархия – власть немногих, самых богатых, использующих её в целях личного обогащения.

Основной принцип правления олигархического государства – богатство. Общество расколото и держится на применении военной силы. Зреет недовольство, за ним следует восстание или переворот. На смену олигархическому государству приходит демократия – власть большинства простого народа. Основной принцип демократического правления – свобода. Простой народ не обладает необходимыми знаниями для управления государством, поэтому толпой управляют искусные демагоги.

Из-за господства толпы происходит потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей. Свобода, понимаемая как вседозволенность, неизбежно ведет к анархии, а политически анархия реализует себя в тирании. Тирания – это господство наихудших, окружённых толпой, негодяев. В дальнейшем через две-три переходные формы общество вновь выходит на совершенное государство. Кругооборот форм правления государством, таким образом, завершается. В дальнейшем значительный вклад в разработку политических идей внёс Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона, совершенствовал свои способности в его академии. Его перу принадлежит 8 книг под общим названием «Политика». Среди наиболее интересных идей Аристотеля – его концепция происхождения государства и форм правления государством. Государство, по Аристотелю, появляется в результате социальной природы человека. Социальность предполагает общение, общение неизбежно ведет к объединению. При объединении нескольких поселений возникает социальная организация, то есть государство. Изменения в государстве зависят от уровня развития индивидов. Меняется гражданин, меняется и само государство, его форма. Никаких идеальных концепций государственной жизни не может быть.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Естественные законы Томаса Гоббса
Томас Гоббс внес огромный вклад в науку и философию. В своем произведении «О теле» английскому мыслителю удалось с наибольшей полнотой раскрыть свое понимание предмета философии. Отвечая на вопрос "что собой представляет философия&qu ...

Политические институты
Институт политический - (от лат. Institutum - установление, учреждение) - это зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической жизни и функционирующие на этой основе разнообразные организации, учреждения, службы ...

Гражданское общество в структуре механизма функционирования и развития политической системы
Негативные аспекты реформ проявлялись под воздействием отсутствия в стране реального опыта демократической жизни, непростой экономической ситуации в стране, сложившейся на завершающем этапе существования советской социально-политической с ...