PoliticalMind

Политическая аналитика

Возникновение и эволюция политической мысли. Античный период
Страница 1
Политические материалы » Эволюция понимания феномена политики » Возникновение и эволюция политической мысли. Античный период

Политические идеи зарождаются с появлением первых государств (на Среднем и Ближнем Востоке, примерно, 5-6 тыс. лет до н. э.). Поначалу они являлись составной частью мифологического мировоззрения. Утверждалось: земные порядки созданы Богом. Посланником Бога на земле является император, в руках которого сосредотачивается вся власть.

Государственный аппарат создаётся для оказания помощи правителю. Власть императора отожествлялась с властью отца в семье. Позднее (примерно, 2,5 тыс. лет назад) начался отход от этих мифологизированных схем. Формируются системные представления о власти и государстве.

Впервые системные представления о власти, управлении государством, политике сформулировал Платон (427-347 гг. до н.э.). Эти вопросы он изложил в работах «Государство» и «Законы».

В основу своей политической теории Платон положил тезис о природном неравенстве людей. Поскольку люди по природе не равны, а управление государством требует знаний и умений, то управлять государством должны люди с развитым интеллектом («философы») в возрасте от 50 до 70 лет, которые избираются на государственные должности только представителями своего сословия. Прирожденные сапожники и плотники не могут претендовать на государственную власть, но обладают полной свободой в других сферах. Они производят продукты, самостоятельно их продают, входят в экономические отношения с иностранцами. Стабильность в таком государстве обеспечивается не только через правление лучших, но и на воспитании людей в соответствии с их природными способностями.

Поскольку частная собственность разрушает единство элиты, то Платон предлагает разъединить власть и собственность. Люди, имеющие отношение к государственной власти не должны жить в роскоши. Большие социальные неравенства между сословиями не должны допускаться.

При этом Платон исходит из представления о существовании справедливых и идеальных государств только в далёком прошлом. Тогда ещё удавалось объединить государство и добродетель. Меняя различные формы правления, государства движутся по кругу. На смену совершенному государству (управляют самые лучшие, достойные – философы во имя общественной добродетели) приходит тимократия – власть нескольких честолюбцев – воинов. В этом государстве разумное начало уступает яростному. Власть не контролирует общественные процессы, в результате - богатства скапливаются у незначительной группы людей. Утверждается новый тип государства – олигархия – власть немногих, самых богатых, использующих её в целях личного обогащения.

Основной принцип правления олигархического государства – богатство. Общество расколото и держится на применении военной силы. Зреет недовольство, за ним следует восстание или переворот. На смену олигархическому государству приходит демократия – власть большинства простого народа. Основной принцип демократического правления – свобода. Простой народ не обладает необходимыми знаниями для управления государством, поэтому толпой управляют искусные демагоги.

Из-за господства толпы происходит потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей. Свобода, понимаемая как вседозволенность, неизбежно ведет к анархии, а политически анархия реализует себя в тирании. Тирания – это господство наихудших, окружённых толпой, негодяев. В дальнейшем через две-три переходные формы общество вновь выходит на совершенное государство. Кругооборот форм правления государством, таким образом, завершается. В дальнейшем значительный вклад в разработку политических идей внёс Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона, совершенствовал свои способности в его академии. Его перу принадлежит 8 книг под общим названием «Политика». Среди наиболее интересных идей Аристотеля – его концепция происхождения государства и форм правления государством. Государство, по Аристотелю, появляется в результате социальной природы человека. Социальность предполагает общение, общение неизбежно ведет к объединению. При объединении нескольких поселений возникает социальная организация, то есть государство. Изменения в государстве зависят от уровня развития индивидов. Меняется гражданин, меняется и само государство, его форма. Никаких идеальных концепций государственной жизни не может быть.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Поддержка и продвижение политического имиджа лидера
Одной из важных составляющих политической рекламы, от которой в дальнейшем, как и от удачного текста и оформления, будет зависеть эффективность воздействия на аудиторию, является имидж политика, его формирование, поддерживание и продвижен ...

Общественно-политические движения
От партий следует отличать общественно-политические движения (ОПД). Они представляют собой различные добровольные самодеятельные организации граждан, создаваемые для достижения конкретных целей путем оказания влияния на правительство. Сущ ...

Легитимность власти
Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние ...