PoliticalMind

Политическая аналитика

Сетевая модель бюрократического устройства
Страница 1
Политические материалы » Современные теоретические модели бюрократии » Сетевая модель бюрократического устройства

Появление сетевой формы организации в бюрократическом устройстве связывают с развитием нового государственного управления. Можно сказать, что развитие сетей является атрибутом рыночной концепции бюрократии. Рыночная модель бюрократического устройства приводит к выделению в составе органов исполнительной власти полунеправительственных структур, которые, являясь государственными органами и используя в то же время рыночные механизмы в своей деятельности, занимаются предоставлением государственных услуг. В дальнейшем, эти полунеправительственные агентства начинают образовывать сети, как между собой, так и вместе с коммерческими организациями. Сетевая модель бюрократического устройства выделена в отдельную теорию, поскольку возникающие в ней отношения регулируются иными, чем в рыночной бюрократии, механизмами.

Для того чтобы рассматривать данную теорию, прежде всего, необходимо определить понятие «сеть». Некоторые исследователи используют термин «сеть» как общую метафору для обозначения сложной внешней среды. Джонс, Хестерли и Боргатти, анализировавшие сети в частном секторе, считают, что в основе всех определений лежат два подхода к пониманию сетей:

·Это схемы взаимодействия при обменах между организациями.

·Это потоки ресурсов между независимыми организациями.

Первый подход основан на построении горизонтальных схем обмена, долгосрочных взаимодействиях сторон, неформальном сотрудничестве. Второй – на потоках ресурсов между неиерархичными организациями[14].

Таким образом, сеть в государственном управлении можно определить, как выборочный, постоянный и структурированный набор агентств и частных фирм, которые предоставляют гражданам и организациям государственные услуги, используя при этом неявные и не ограниченные по времени контракты, которые позволяют адаптироваться к непредвиденным обстоятельствам внешней среды, координировать свою деятельность и гарантировать обмены с другими агентствами или частными фирмами. Исследователи также отмечают, что при наличии сетей юридически независимые организации могут действовать как единая организация в тех заданиях, которые требуют объединения усилий, но они будут сильно конкурировать в других областях деятельности.

Сетевая модель бюрократия является почти полной противоположностью иерархической. Она характеризуется не строгой иерархической структурой, а неформальными взаимоотношениями, размытыми границами между структурой и окружением. Многие ученые отмечают самоорганизующийся характер сетевой модели бюрократии. Иначе говоря, сеть образуется не вследствие формальных предписаний, а из-за стремления определенных участников рынка предоставлять услуги совместно. Поэтому в сети отсутствует формальная институционализация взаимодействий и все отношения регулируются неформальными социальными нормами. Участники сети стремятся выиграть от сотрудничества и наличия доверительных отношений между ними, поэтому в сетях очень большое внимание уделяется репутации субъектов, которая позволит сторонам доверять друг другу. Питерс и Пьер указывают такую характеристику сетевой бюрократии как равенство. Иными словами, в случае принятия нежелательного для органа государственной власти решения, он не использует свои властные полномочия, а руководствуется принципами партнерства.

Другими характеристиками рыночной бюрократии исследователи называют наличие коалиций, тесное партнерство и взаимосвязь участников, множество горизонтальных и вертикальных отношений, динамизм заключения сделок. Особо хотелось бы отметить место денег и власти в такой модели бюрократии. Конечно, они имеют большое значение и позволяют развивать отношения с внешней средой, однако гораздо большее значение имеют дипломатия, доверие, общепринятые ценности и нормы.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Легитимность власти
Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние ...

Методы агитационного воздействия. Агитационные листовки
Во время агитации реализуются планы и стратегические замыслы, созданные на подготовительном этапе. Агитация направлена, на создание положительного образа кандидата, так и на разрушение образа соперников. В целом этот этап состоит из совок ...

Идеи элитаризма в современном мире
Современный мир прошедший через идеи фашизма и коммунизма уже сформировал необходимую для управления элиту, как на международном так и на государственном уровнях, тем самым подтверждая идею Михельса о невозможности демократии без правящег ...