PoliticalMind

Политическая аналитика

Политическая мысль периода Средневековья
Политические материалы » История политической мысли » Политическая мысль периода Средневековья

С самого начала христианство несло в себе мечту угнетенных о равенстве и социальной справедливости. Тем не менее, реальность феодальной жизни была совсем не такой, какой она виделась первым христианским пророкам. Церковь активно вмешивалась в политику.

Аврелий Августин (354 - 430 гг.) и Фома Аквинский (1226 - 1274 гг.) - основные творцы христианской политической концепции. В их учениях христианская убедительность, даже фанатизм, соединялись с реализмом и воздержанием.

Аврелий Августин резко противопоставлял церковь и государство. Он утверждал, что государство связано с царством дьявола, но в то же время выдвигал идею обновления «града земного» в русле христианской добропорядочности.

Фома Аквинский пришел к заключению, что государство имеет положительную ценность. Оно не только сохраняет мир, но и является проявлением божьего провидения и воли у людей. Политика по его мнению означает моральную ответственность, направление воли человека во всех социальных действиях. В работе «Сумма теологии» Ф.Аквинский рассматривает вечное право, божественное право, естественное право, положительное право.

Вечное право - мудрость бога, как правителя всего. Из него вытекает божественное право - заповеди, которые всем известные, естественное право - принадлежит людям как сознательным моральным и социальным существам. Существует один стандарт истины и справедливости, он естественный и все его знают.

Положительное право (то, что существует на самом деле) необходимо, чтобы мешать людям делать зло и обеспечивать мир. Если положительное право, которое ввел суверен противоречит естественному - оно незаконное и в этом случае Ф.Аквинский признавал право народа на выступление против монарха в том случае, когда власть выступает против бога и моральных принципов, когда власть превышает свою компетенцию, или когда правитель начинает действовать несправедливо. Но окончательное решение о судьбе власти, по мысли Ф.Аквинского зависит от церкви. Так выглядит учение Фомы о государстве.

Благодаря Христианству политическая мысль поднялась на новый уровень. Оно утверждало, что человеку от Бога дан индивидуальный способ существования и подчеркивало ее ценность. Наряду этим Христианство учило человека не видеть в подчиненности ненавистного бремени, а воспринимать власть только как груз ответственности.

Рекомендуем к прочтению:

Мониторинг избирательной кампании различными организациями
Две организации провели обширный мониторинг избирательной кампании в дополнение к непосредственному наблюдению за ходом голосования. Собранные ими материалы указывают на то, что злоупотребление административным ресурсом стало одним из гла ...

Основные формы демократии
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию. 1. Прямая демократия. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участ ...

Унитаризм Украины
Независимая Украина - унитарное государство. В ее состав входят 24 области и два города республиканского подчинения - Киев и Севастополь. Кроме этих административно-территориальных единиц в составе Украины находится Автономная республика ...