PoliticalMind

Политическая аналитика

Политическая мысль в классовых обществах древнего мира
Страница 2
Политические материалы » История политической мысли » Политическая мысль в классовых обществах древнего мира

Конфуций предлагает строить отношения внутри государства на началах принципов добропорядочности, которые заложены в системе «правил поведения» - норм и ритуалов ''Ли''.

Политическая концепция Конфуция включает в свой состав такие идеи:

* суровое иерархическое распределение обязанностей между членами общества, в семье, в государстве по принципу "правитель должен быть правителем, подчиненный - подчиненным";

* культ предков, мудрости, знания;

* достижение людьми уровня "благородного мужа", который есть добрым и справедливым к народу, почтительным к старшим и высшим;

* правление меритократии (достойных, талантливых);

* установление идеальных отношений в семье и государству соответственно принципу "чего не желаешь себе, того не делаешь другим".

Конфуцианство (а с VІ ст. н.э. – неоконфуцианство) было не только господствующей идеологией в Китае, но и получило распространение в Японии, Кореи, Вьетнаме и других странах.

Совсем другое решение проблемы наилучшего администрирования предложила доктрина легизма, которая наиболее последовательно изложена Шан Яном (400 - 338 гг. к н.э.). Он поставил под вопрос практическую эффективность конфуцианских призывов к управлению на основе добропорядочности и предложил альтернативный вариант управления на основе твердой системы административных приказов - законов ''Фа''.

Шан Ян считал, что основной фактор, который подрывает основы общества - это торговцы и ремесленники, которые находятся вне системы непосредственного бюрократического контроля и обогащают себя, а не государство. Он учитывал, что это путь к сильному народу и слабому государству, а деспотизм может существовать продолжительно только при обратном соотношении - «слабый народ» - «сильное государство».

Слабым народом может быть лишь контролируемый народ, он должен быть постоянно запуганным и дисциплинированным. Основные методы построения деспотического государства - материальное стимулирование частных собственников, метод «уравнение имущества» т.е. поощрение бедных к обретению собственности, а богатых - к добровольной отдаче части имущества бедным; метод наград и наказаний и т.п

Но реализация идей легизма привела к краху династии Цинь в конце ІV ст. к н.э. Конфуцианство, а не легизм стало официальной идеологией китайской империи.

Кроме конфуциантства и легизма, в политической мысли Китая надо выделить еще два варианта решения проблемы стабилизации политических структур.

1-я - сравнительные идеи моизма, выдвинутые Мо-цзи (479 - 400 гг. к н.э.). Их сущность - в ''казарменной'' минимизации потребления. Мо-цзи принадлежит догадка о договорном происхождении государства.

2-и - даосизм (от кит. дао - путь) - суть которого в отказе от искусственных форм сожительства и возвращении к естественной простоте и примитивизму. Государство должна быть маленьким государством - поселком, а народ - неграмотным, что разрешит сделать главными методами государственного управления "мудрость простоты", основанную не на знаниях, а на интуиции.

Основным итогом китайской политической мысли была разработка уникальных методов бюрократического управления обществом.

В районе периферийного Средиземноморья возник античный вариант политического развития. Его эпицентром постоянная Античная Греция. Концепция политики, предложенная античными философами приобрела название «философско-этическая».

Эллада дала человечеству богатое духовное наследство, пронизанное духом гуманизма, умной организации общественного бытия. Эта умная организация была воплощена в древнегреческих полисах.

Мыслители Греции и Рима трактовали государство философски: государство - наибольшее воплощение ума. А ум для философов того времени - не средство, а цель в самом себе. Мыслители этого периода старались создать модель государства, которое олицетворяет ум.

Высочайшего развития политическая мысль античности достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля.

Платон (427-347 гг. к. н.э.) подвергал резкой критике общественное и государственное устройство в свое время. Он предлагал выстроить такое государство, в котором будут властвовать мудрость и справедливость. Главными политологическими произведениями Платона есть трактаты «Государство», «Законы», «Политик».

Платон был идеологом афинской рабовладельческой аристократии, что видно из его проекта идеального общественного устройства, которое он разработал в трактате "Государство". Согласно этому проекту, свободные граждане должны быть распределенные на правителей-философов, стражей-воинов и ремесленников-производителей.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Экспертиза ценности документов общественных объединений
При формировании полноценной источниковой базы по истории современного общественно-политического процесса наиболее сложным является комплекс работ по определению состава документов, подлежащих приему в госархивы. Состав документов, подле ...

Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов
В отличие от авторитаризма, примеры которого можно найти в тиранических режимах прошлого, тоталитаризм появляется в ХХ в., чему способствовало несколько причин. Отметим, что вопрос о корнях тоталитаризма является сложным в изучаемой теме. ...

П.А. Столыпин как политический мыслитель и реформатор
Крупным государственным деятелем, выразителем охранительной идеологии, защитником монархии был Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911). Столыпин, выходец из родовитой дворянской семьи, окончил физико-математический факультет Петербургского у ...