PoliticalMind

Политическая аналитика

Политическая мысль в классовых обществах древнего мира
Страница 1
Политические материалы » История политической мысли » Политическая мысль в классовых обществах древнего мира

Политическая мысль древности связана с судьбами народов Египта, Вавилона, Индии, Китая, Персии, Греции, Рима. Поскольку все политические теории отображают реальные политические отношения общества, то и появиться они могли лишь с появлением политической жизни общества и государства.

Современная политология выделяет 5 основных политологических концепций, которые выработало человечество за всю историю своего существования, или точнее, в рамках которых развивалась политическая мысль:

* мифологическая;

* философско-этическая;

* религиозная;

* гражданская;

* социальная.

Каждой из этих концепций отвечает свой временной отрезок и свой этап в развитии человеческого общества.

Творцы и носители мифологической концепции политики - народы Давнего Египта, Вавилона, Индии, Персии. В ІІІ-ІІ тыс. к н.э. в дельтах больших рек (Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ) возникают могущественные государства - Египет, Шумер, Аккад, Вавилон, древнерусские и древнекитайские государства.

Необходимость постоянной организации сложного ирригационного хозяйства обусловила развитие этих обществ путем твердой государственной централизации, которое привело к созданию политических структур деспотического типа. Эти структуры имели основные особенности:

* административно-командное управление обществом через крепкий бюрократический аппарат;

* поглощение государством собственности и хозяйственных функций низших единиц;

* централизованное перераспределение государством ресурсов.

Социально-политические представления древневосточных обществ носят преимущественно религиозно-мифологический характер, который подчеркивает божественное возникновение существующих отношений власти и порядка.

Мифологическая традиция одобряет существующий порядок и есть «теоретическим оправданием его необходимости». Например, в Древнем Египте рабовладельческая идеология нашла свое выражение в таких произведениях как «Поучение гераклиепольского царя своему сыну» где утверждается необходимость укрепления государственной власти путем проведения политики, которая объединяет суровость до одних и благосклонность к другим. Те, что не подчиняются верховной власти достойные физической расправы.

Политические идеи Древнего Вавилона ярко переданы в законах царя Хаммурапи (XVІІІ cт. к н.э.). Укрепление власти рабовладельцев и охрана интересов государственных людей - главная из них.

Политическая мысль Давней Индии носила отображение религиозно-политической идеологии буддизма и брахманизма. Последователи буддизма считали, что миром правит не бог, а естественный закон и человеческие дела зависят от собственных усилий людей. Буддизм основан на признании нравственно-духовного равенства людей. Именно поэтому политической мысли Давней Индии характерно соединение идей твердой государственной системы с религиозно-моральным индивидуализмом.

Именно в Древней Индии удалось детально разработать концепцию человеческих обязанностей и практически не оставить место для прав.

Определенный отход от ранних мифологических представлений в сторону рациональных состоялся в Древней Персии и связанно это с именем Заратустры. Согласно его учению в мире идет борьба добра и зла и в конечном итоге победит добро. Государство должна быть земным воплощением небесного царства, а монарх должен защищать подданных от бедствия, бороться против зла в государстве. Кастовое распределение общества базируется на свободном выборе каждого того или другого вида занятий.

Собственно политические теории агродеспотичних государств, которые носили новый рационалистический характер, были созданные только в рамках китайской общественной мысли. Древнекитайским философам удалось найти основной нервный узел существования азиатского деспотизма - деление общества на то, кто делает и кто руководит.

Главному вопросом для китайских философов была проблема эффективного управления обществом. Они предложили несколько вариантов решения этого вопроса: два главных (Конфуциантство и Легизм) и два побочных (Моизм и Даосизм).

Конфуцианское решение проблемы состоит в разработке патриархально-патерналистской версии деспотического государства.

Конфуций (Кун Фу-цзи (551 - 479 гг. к н.э.) считал, что высочайшей эффективности управления государством можно достичь лишь на принципах патриархально-клановой формы подчиненности - по старшинству в семье.

Государство у Конфуция - это одна большая семья, где власть императора - власть отца, а отношения правителей и подданных - родственные отношения.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

КПРФ: от запрета до активизации политической деятельности.
Либерализация политического климата в конце 80-х гг. ускорила и перевела на новый уровень процессы развития и объединения десятков тысяч неформальных групп. Хотя далеко не все из них включились в политическую деятельность, число групп, сч ...

Вклад политической антропологии в современную теорию государства и права
Происхождение и природа государства – проблема из разряда «вечных», она одновременно неисчерпаема и нетривиальна. Во всей мировой науке государство было (и остается) объектом изучения множества дисциплин: история, социология, юриспруденци ...

Политическая мысль об участии
Первые формы и процедуры вовлеченности людей в обсуждение и решение дел общностей возникли в условиях первобытной (родовой) и военной демократии. Качественно новым этапом в развитии теории и практики демократии и политического участия ста ...