PoliticalMind

Политическая аналитика

Законодательный процесс
Страница 1

Государственная Дума является основным законодательным органом. Основной объем полномочий Государственной Думы — это законодательные полномочия. Согласно формуле Конституции РФ 1993 г., именно Государственная Дума «принимает» федеральные законы (п. 1 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.), между тем как Совет Федерации «одобряет» законы, принятые Государственной Думой. Статус Государственной Думы как основного законодателя обеспечивается следующими обстоятельствами.

Во-первых, Государственная Дума, в отличие от Совета Федерации, является постоянно действующим законодательным органом государственной власти Российской Федерации (работает в режиме постоянных заседаний).

Во-вторых, в Государственной Думе начинается законодательный процесс в Федеральном Собрании: именно в эту Палату обращаются субъекты права законодательной инициативы с предложениями о принятии тех или иных законов.

В-третьих, качество Государственной Думы как основного законодателя обнаруживается и в том, что Государственная Дума может принимать законы вообще без участия Совета Федерации — если Совет Федерации своевременно, а именно: в течение четырнадцати дней после передачи ему законопроекта, принятого Государственной Думой, не приступил к рассмотрению вопроса о одобрении (либо отклонении) этого законопроекта. В таком случае Государственная Дума направляет законопроект прямо Президенту для контрассигнации, т. е. подписи и обнародования. Таким образом, парламентский законодательный процесс не только начинается в Государственной Думе, но и может завершиться в Государственной Думе.

Наиболее важные стадии законодательного процесса в Государственной Думе урегулированы в Конституции РФ. Это две стадии: стадия законодательной инициативы и стадия голосования по законопроекту. Так, согласно п. 1 ст. 104 Конституции РФ, право законодательной инициативы (т. е. внесения законопроектов, предложений о законопроектах в Государственную Думу) принадлежит: «Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения». Что же касается стадии голосования, то о ней говорится в п. 2 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы». По поводу этой конституционной формулы издано Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. «О толковании статей 103 (ч. 3); 105 (ч. 2. 5); 107 (ч. 3); 108 (ч. 2); 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции РФ». О нем мы уже напоминали в связи в анализом статуса Совета Федерации. В Постановлении разъясняется, что понятие «общее число депутатов» надо понимать как их конституционное число — 450 депутатов, а не как число фактически избранных депутатов.

В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. завершающая стадия законодательного процесса в Государственной Думе регулируется применительно не только к обычным, но и конституционным федеральным законам. Как и в Совете Федерации, при голосовании за конституционный закон в Государственной Думе требуется более высокий процент поддержки со стороны депутатов в сравнении с обычным законом. Согласно п. 2 ст. 108 Федеральный конституционный закон считается принятым Государственной Думой, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Причины элитизма. Функции и типы элит
Существенные различия в понимании сущности элиты компенсируются общим для всех направлений и школ взглядом на неё как неотъемлемый атрибут любой (вне зависимости от исторической эпохи) политической системы. В качестве наиболее общих причи ...

Политическая власть
Сущность власти: основные теоретические подходы Власть - центральная ось, вокруг которой вращается вся политика. Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю организованн ...

Информационное общество – основа постиндустриальной экономики
Информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы – самый большой потенциальный источник богатства. Постиндустриальная экономика – это э ...