PoliticalMind

Политическая аналитика

Основные направления развития общественно-политической мыслив XIXв
Политические материалы » Идеи народовластия и государственности в истории политической мысли Украины » Основные направления развития общественно-политической мыслив XIXв

В 40-х годах XIX в. в Украине оформляются два основных направления в общественно-политической мысли: либерально-демократическое и революционно-демократическое. Идеологами либерально-демократического направления выступали: Николай Костомаров, Владимир Антонович, Михаил Драгоманов и другие, а революционно-демократического - Сергей Подолинский, Тарас Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка и другие. Четкое размежевание на два ведущих направления проявилось и в деятельности первой тайной политической организации в Украине - Кирилло-Мефодиевском товариществе. Эта организация возникла в Киеве в конце 1845 - начале 1846 гг. и ставила своей целью создание славянской демократической федерации во главе с Украиной. Учредителями товарищества были профессор Киевского университета Николай Костомаров, студент Василий Белозерский и чиновник, генерал-губернатор Николай Гулак. www.greatarts.ru

Активное участие в деятельности товарищества принимал Тарас Шевченко. Организация просуществовала недолго. Царское правительство раскрыло и разгромило Кирилло-Мефодиевское товарищество, а Тараса Шевченко за революционную деятельность арестовали и в 1847 г. отдали в солдаты.

Основные идеи организации и программные положения изложены в «Книге бытия украинского народа» и «Уставе Славянского товарищества святых Кирилла и Мефодия». Товарищество ставило задачей национальное и социальное освобождение Украины: ликвидацию крепостничества, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т.д. В состав славянской федерации предполагалось войти Украине и России, Польше, Чехии, Сербии, Болгарии. Высшая законодательная власть должна принадлежать двухпалатному сейму, а исполнительная - президенту. Члены товарищества стремились раскрыть политический идеал, осуществление которого принесло бы прежде всего свободу Украине.

Во второй половине XIX в. в истории общественно-политической мысли в Украине видное место занимает творчество Михаила Драгоманова (1841-1895 гг.). Его общественно-политическая концепция сочетала социалистические идеи социального равенства и справедливости с буржуазно-демократическими идеями конституционного права, широкого местного самоуправления, необходимостью политической борьбы и т.п.

Суть его программы политической борьбы для украинцев состояла в том, чтобы добиваться политических реформ, демократизации и федерализации в рамках России и Австро-Венгрии, а центром этой национальной борьбы должна была стать Галичина. Он считал, что национальные права могут быть достигнуты на основе политических свобод -чем больше политических свобод, тем больше национальных прав.

Идейными последователями М. Драгоманова выступали: С. Подолинский (1850 - 1891 г.г.), М. Павлик (1853 - 1915 г.г.), И. Франко (1856 - 1916 г.г.), С. Петлюра (1879 - 1926 г.г.) и др. Следует указать, что С. Подолинский и М. Павлик в своих учениях кристализировали именно социалистические аспекты драгомановской программы. В то же время И. Франко, С. Петлюра в своих взглядах эволюционировали от социализма к социал-демократии.

Рекомендуем к прочтению:

Азия, Китай и Америка
На данный момент экономическое развитие Азии и растущая уверенность азиатских государств в своих силах подрывают международную политику по меньшей мере в трех отношениях, первых, экономическое развитие позволяет азиатский странам наращива ...

Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков
Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации (учету). Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Фед ...

Политика как общественное явление. Происхождение политики
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис (город - государство). Однако выделение политики в особую сферу ...