PoliticalMind

Политическая аналитика

Легитимация политической власти
Страница 2
Политические материалы » Власть как социальный феномен » Легитимация политической власти

Функция управления общественными процессами может осуществляться двумя основными методами:

§ Во–первых, непосредственным вмешательством и жесткой регламентацией политической властью социальных, экономических и идеологических процессов путем издания законов, декретов, указов и т.п.

§ Во–вторых, косвенным политическим воздействием, когда власть регулирует не сами общественные процессы, а факторы, влияющие на их развитие.

Центральной функцией системы власти является защита основных политических ценностей. Основные группы ценностей, вокруг которых вращается вся политическая жизнь:

v национально – государственная безопасность и независимость;

v законность и общественный порядок;

v экономическое благосостояние и социальная справедливость;

v свобода, демократия, права и обязанности человека;

Целостность системы политической власти обеспечивается единством и субординацией действий всех ее органов и институтов.

Функция обеспечения преемственности и стабильности системы политической власти проявляется на двух уровнях:

1. уровень высшего политико–государственного руководства, в лице которого персонифицируется политическая власть;

2. общий уровень, охватывающий все политически дееспособное население.

На высшем уровне преемственность и стабильность власти может обеспечиваться двумя путями:

ü посредством наследования, когда власть переходит по родственному признаку;

ü через систему выборов или назначений на высшее государственно – политические посты.

Функции являются явными и социально–необходимыми, их существование связано с самим предназначением системы политической власти, порождено внутренней логикой ее развития.

К важнейшим «латентным» (скрытым) функциям системы власти относятся:

o функция обеспечения социально–классового господства – социальные группы, выполняющие властные функции в социально дифференцированном обществе, всячески стремятся не только защитить интересы экономически господствующего класса, но и присвоить себе большую долю общественного богатства. Они всячески стремятся закрепить свое привилегированное положение. Здесь наблюдается два процесса:

1. социальная группа, экономически господствующая в обществе, стремится обрести и политическую власть;

2. лица, находящиеся у власти, неизбежно стремятся к материальному благополучию

o распространения и защиты личной политической власти – вытекает из особенности политической власти и неизбежно присутствует в любой политической системе, особенность политической власти в том, что она персонифицирована, т.е. воплощается в деятельности определенного лица, наделенного властными полномочиями. Чем выше уровень политического полномочия, тем больше у индивида возможностей для проявления и реализации своей воли.

Для политика главной проблемой является, как власть удержать, распространить. Если политик не будит заботиться об обеспечении и защите собственной власти, он ее потеряет. Здесь возникает проблема, как амбивалентность – раздвоение воли политического руководителя:

· он призван решать общественно необходимые задачи;

· он должен думать о сохранении собственной власти.

В соответствии с основными функциями можно выделить и основные элементы, составляющие структуры системы власти:

Политическая практика свидетельствует, что наибольшей стабильностью обладают такие системы политической власти, где:

1.

Функции политического управления разделены между исполнительной и законодательной властью.

2.

Функции защиты основных политических ценностей исполняют:

a) Судебная система,

b) Федеральные и местные органы правопорядка,

c) Общественно – политические ассоциации граждан,

d) Независимые от государства средства массовой информации.

3.

Функции интеграции выполняют:

a) Конституция страны,

b) Основные законы субъектов федерации,

c) Политические традиции.

4.

Преемственность власти обеспечивается избирательной системой на основе всеобщего избирательного права и многопартийности. Актуальной и подтвержденной исторической практикой эффективной деятельности политической власти является принцип разделения властей – по горизонтали и вертикали. Горизонтальное разделение властей предусматривает относительную независимость законодательной, исполнительной и судебной власти при решении конкретных вопросов и единство действий ради стратегических интересов общества.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Бюрократия с точки зрения нового институционализма. Рыночная модель бюрократического устройства
Основные постулаты рыночной модели бюрократического устройства были заложены в 1992 году в книге Дэвида Осборна и Теда Геблера, которую сразу же после выхода окрестили классической[11]. Авторами были сформулированы 10 тезисов, которые гар ...

Демократический режим. Возникновение демократии
Демократия – (от древнегреческого DEMOS – народовластие и CRUTOS – власть)– это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству, идеал о ...

Виды сравнительных исследований
Описание сравнительного метода в политической науке следует дополнить указанием на многообразие видов сравнений, которые сегодня в ней практикуются. Виды сравнений устанавливаются с помощью различных критериев (метод, количество исследуем ...