Легитимация политической властиСтраница 2
Политические материалы » Власть как социальный феномен » Легитимация политической власти
Функция управления общественными процессами может осуществляться двумя основными методами:
§ Во–первых, непосредственным вмешательством и жесткой регламентацией политической властью социальных, экономических и идеологических процессов путем издания законов, декретов, указов и т.п.
§ Во–вторых, косвенным политическим воздействием, когда власть регулирует не сами общественные процессы, а факторы, влияющие на их развитие.
Центральной функцией системы власти является защита основных политических ценностей. Основные группы ценностей, вокруг которых вращается вся политическая жизнь:
v национально – государственная безопасность и независимость;
v законность и общественный порядок;
v экономическое благосостояние и социальная справедливость;
v свобода, демократия, права и обязанности человека;
Целостность системы политической власти обеспечивается единством и субординацией действий всех ее органов и институтов.
Функция обеспечения преемственности и стабильности системы политической власти проявляется на двух уровнях:
1. уровень высшего политико–государственного руководства, в лице которого персонифицируется политическая власть;
2. общий уровень, охватывающий все политически дееспособное население.
На высшем уровне преемственность и стабильность власти может обеспечиваться двумя путями:
ü посредством наследования, когда власть переходит по родственному признаку;
ü через систему выборов или назначений на высшее государственно – политические посты.
Функции являются явными и социально–необходимыми, их существование связано с самим предназначением системы политической власти, порождено внутренней логикой ее развития.
К важнейшим «латентным» (скрытым) функциям системы власти относятся:
o функция обеспечения социально–классового господства – социальные группы, выполняющие властные функции в социально дифференцированном обществе, всячески стремятся не только защитить интересы экономически господствующего класса, но и присвоить себе большую долю общественного богатства. Они всячески стремятся закрепить свое привилегированное положение. Здесь наблюдается два процесса:
1. социальная группа, экономически господствующая в обществе, стремится обрести и политическую власть;
2. лица, находящиеся у власти, неизбежно стремятся к материальному благополучию
o распространения и защиты личной политической власти – вытекает из особенности политической власти и неизбежно присутствует в любой политической системе, особенность политической власти в том, что она персонифицирована, т.е. воплощается в деятельности определенного лица, наделенного властными полномочиями. Чем выше уровень политического полномочия, тем больше у индивида возможностей для проявления и реализации своей воли.
Для политика главной проблемой является, как власть удержать, распространить. Если политик не будит заботиться об обеспечении и защите собственной власти, он ее потеряет. Здесь возникает проблема, как амбивалентность – раздвоение воли политического руководителя:
· он призван решать общественно необходимые задачи;
· он должен думать о сохранении собственной власти.
В соответствии с основными функциями можно выделить и основные элементы, составляющие структуры системы власти:
Политическая практика свидетельствует, что наибольшей стабильностью обладают такие системы политической власти, где:
1.
Функции политического управления разделены между исполнительной и законодательной властью.
2.
Функции защиты основных политических ценностей исполняют:
a) Судебная система,
b) Федеральные и местные органы правопорядка,
c) Общественно – политические ассоциации граждан,
d) Независимые от государства средства массовой информации.
3.
Функции интеграции выполняют:
a) Конституция страны,
b) Основные законы субъектов федерации,
c) Политические традиции.
4.
Преемственность власти обеспечивается избирательной системой на основе всеобщего избирательного права и многопартийности. Актуальной и подтвержденной исторической практикой эффективной деятельности политической власти является принцип разделения властей – по горизонтали и вертикали. Горизонтальное разделение властей предусматривает относительную независимость законодательной, исполнительной и судебной власти при решении конкретных вопросов и единство действий ради стратегических интересов общества.
Рекомендуем к прочтению:
Злоупотребление административным ресурсом: доминирующий фактор избирательной
кампании
Несмотря на то, что трудно определить истинную структуру проведения кампании всеми партиями, большинство имеющихся фактов указывает на то, что административный ресурс являлся решающим элементом предвыборной кампании. Результаты данного пр ...
Природа политического лидерства
Политическая власть строится в форме пирамиды. В ее основании — господствующие и правящие силы, под ними — их политически активная часть, организованная верхушка. Пирамида сужается до верхних этажей политической иерархии, высших органов у ...
Властвующая элита
Так называется книга американского учёного Р. Миллса (1916-1962). Предмет его исследований – не элита в целом, в состав которой входит, скажем, интеллектуальная или спортивная элита, но правящая часть политической элиты (как было указано ...
