PoliticalMind

Политическая аналитика

Политика России как полиэтнического государства
Страница 8
Политические материалы » Политика России как полиэтнического государства

Несмотря на то, что Конституцией провозглашено формальное равноправие органов государственной власти субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами власти (статья 5, п.4) федерация в России имеет, как и прежде асимметричный характер. Это проявляется в наличии в ее составе различных по правовому статусу субъектов: республик, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, областей и краев.

В результате описанных процессов в России сложилась специфическая федеративная система, которой присущи следующие черты:

смешанный этнотерриториальный характер построения федерации, чреватый этноконфликтами и “этновыдавливанием”;

асимметричность масштабов федеральных единиц и, соответственно, неравный вес голосов проживающего в них населения;

неравенство статусов субъектов федерации (различия между республиками и “простыми губерниями", наличие субъектов федерации, входящих одновременно в состав других субъектов);

экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов, которые значительно отличаются друг от друга по условиям жизни и труда граждан, по степени эффективности социальной инфраструктуры, по удельному весу и роли демократических институтов и процедур, по уровню политической активности и характеру политических предпочтений электората;

дотационность большинства субъектов федерации, а следовательно, их зависимость от субвенций федеральной власти;

провинциальный централизм, т.е. воспроизводство (в ухудшенном варианте) на региональном уровне существующих отношений центр - регионы;

самовластие региональных элит, а также меньший, чем в центре, контроль за их деятельностью со стороны гражданского общества и правовых институтов;

неоправданно высокая роль субъективного фактора, когда личные качества главы региона и его персональные связи в центре во многом определяют отношение федеральных властей к региону и тем самым - социальное и экономическое положение проживающих в нем граждан;

разнобой в законодательстве, который хотя и уменьшился в результате усилий президента В.В. Путина, направленных на укрепление “вертикали власти”, все еще остается фактором, формирующим реальную политическую ситуацию в стране.

Таким образом, в России произошло приспособление федералистской идеи к потребностям полудемократического и полурыночного общества. Бесспорно, данная модель заслуживает всесторонней и настойчивой критики. Но не вызывает сомнений и другое: ее недостатки не могут и не должны использоваться для доказательства того, будто Россия “не созрела" для настоящего федерализма, а опыт федеративной государственности ей “принципиально чужд". Лучше иметь несовершенный федерализм, чем не иметь никакого. Главное для России - удержать доступный для нашего общества минимум согласия, чтобы не пришлось все здание возводить заново.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Рекомендуем к прочтению:

Типы и принципы политической власти
Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение ...

Легитимность государственной власти в современной России
В начале 90-х гг. перспектива «стать собственником», в кратчай­шие сроки «повысить жизненный уровень», обрести «долгожданную свободу и справедливость» была настолько заманчивой, что выбран­ный путь шоковой терапии большинством населения в ...

Научный социализм – теория реального гуманизма
Вскрыв глубинные Противоречия реализации идей гуманизма в условиях капитализма, К. Маркс уже в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» обосновал необходимость социа­лизма и коммунизма как общества реального гума­низма. Реальность г ...