PoliticalMind

Политическая аналитика

Развитие экономического и военно-политического сотрудничества РФ со странами Средней и Центральной Азии
Страница 3
Политические материалы » Развитие экономического и военно-политического сотрудничества РФ со странами Средней и Центральной Азии

Тесные контакты имеет Иран со странами Каспийского региона. Иран заинтересован в обеспечении безопасности своих северных границ. Интересы России и Ирана в Каспийском регионе во многом совпадают. Особое развитие российско-иранские связи по каспийской проблеме получили в 1994 г., когда США стали проводить более активную политику на Каспии и все больше вовлекаться в нефтяные дела региона. ИРИ и РФ стремились предотвратить рост американского и турецкого присутствия и влияния в Каспийском регионе и воспрепятствовать планам США поставить под контроль эксплуатацию и добычу энергоресурсов Каспия.

Иран и Россия выступили против ряда планов транспортировки каспийской нефти по нефтепроводам, проходившим не по их территории. Такая позиция объяснялась не просто желанием получить выгоду от прокачки нефти через их территорию, а стремлением установить контроль за потоками каспийских энергоресурсов. Обе страны – важные экспортеры энергоресурсов, и развитие их экономики во многом зависит от доходов от нефти. В Каспийском регионе Россию и Иран объединял ряд общих интересов. Значительная часть разведанных запасов нефти и газа находилась в секторах Азербайджана, Казахстана и Туркмении. Поэтому Россия и Иран весьма сдержанно относились к различным проектам экономического развития каспийских энергоресурсов. Они были заинтересованы в том, чтобы воспрепятствовать США в осуществлении проектов нефтепроводов прикаспийских государств, что способствовало их большей политической и экономической независимости. Несмотря на то, что в отношениях России и Ирана по вопросу о разделе Каспия нередко возникали разногласия, вплоть до конца 90-х годов они выступали за общий контроль над Каспием и его природными ресурсами на основании советско-иранских договоров 1921 и 1940 гг. Иран продолжал настаивать на позиции совместного контроля над Каспием, выступая за раздел морского шельфа на равные части между пограничными государствами. Официальная позиция России по вопросу о Каспии неоднократно менялась после распада СССР. В свою очередь Иран также проявлял гибкость в отношении проблем раздела Каспия, когда речь касалась его участия в крупных экономических проектах. Например, когда в ноябре 1994 г. Азербайджан выразил готовность допустить участие Ирана (5%) в международном консорциуме по развитию Каспия, Иран заявил о возможности пересмотра своих позиций по разделу Каспия.

После избрания президентом РФ В.В.Путина Россия выступила с целым рядом инициатив, направленных на повышение своего влияния на Каспии. Вновь назначенный представитель президента по проблемам Каспия В. Калюжный выступил с новыми предложениями, нацеленными на расширение влияния и участия России в каспийских экономических проектах. Он выразил готовность обсуждать предложения о пересмотре Россией своей прежней позиции о совместном с Ираном контроле над Каспием. Россия заключила ряд двусторонних соглашений с некоторыми прикаспийскими государствами, против чего выступает ИРИ. Особые разногласия по каспийской проблеме существуют между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном. Они в основном касаются вопросов определения национальных секторов и принадлежности тех или иных месторождений. Неоднократно возникали инциденты на Каспии между Ираном и Азербайджаном. Разногласия между Баку и Тегераном связаны с тем, что страны никак не могут договориться, где провести разделительную линию между их оффшорными секторами. Азербайджан хочет, чтобы линия проходила "посередине" моря, и тогда Ирану достанется около 14%. Иран же требует, чтобы все пять стран региона получили по 20%. Хотя Россия и Иран в течение 90-х годов и сотрудничали по проблеме Каспия, объединенные общей целью – предотвратить расширение влияния США в регионе, они также являлись потенциальными соперниками в вопросах участия в крупных нефтяных проектах. Вызвать российско-иранские разногласия мог целый ряд проблем, например, ценовая политика. В случае взаимопонимания между США и Ираном последний мог служить транзитным путем для каспийской нефти и газа, что значительно задевало российские интересы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Разграничение предметов изучения политологии и политической философии
Вспомним о том, что политика одновременно является и сферой деятельности, и формой деятельности. Под политическим подразумевается все то, что имеет касательство к феноменам, институтам, организационным формам, за которыми признаны окончат ...

Политика России в области освоения новых территорий
Россия со времен своего возникновения постоянно осваивала всё новые и новые территории, тем самым, расширяя границы государства. Исторически сформировавшееся в 14-15х веках ядро государства не имело четких естественных рубежей. Часто рос ...

Важнейшие права и свободы личности.
В современных демократических государствах права человека – это не просто юридические нормы или законы, а принципы, составляющие ценностные основы политики. Они представляют собой нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспеч ...